В Казахстане прошли президентские выборы. По официальным данным ЦИК, преемник Нурсултана Назарбаева – Касым-Жомарт Токаев – набрал 70,8% голосов. Международные наблюдатели и правозащитники же утверждают, что голосование проходило с масштабными нарушениями. Также по всей стране задержали несколько сотен людей, которые вышли с протестами.
Лидер запрещенного в Казахстане оппозиционного движения "Демократический выбор Казахстана" Мухтар Аблязов рассказал Настоящему Времени, почему на улицы вышли люди, почему власть ответила массовыми арестами и когда сам Аблязов вернется в Казахстан – оппозиционер проживает в Вене уже несколько лет.
— По всему Казахстану более 500 задержанных – это по официальной информации. По неофициальной, их может быть значительно больше. Пока совершенно непонятно, какое наказание большинство этих граждан получит. Тем не менее вы чувствуете свою личную ответственность за этих людей?
— Официально задержанных только по Астане – свыше тысячи, в Алматы – более 500. Если говорить об ответственности, ответственность в том виде, в каком вы хотите возложить на меня, вину я, безусловно, не чувствую, потому что задерживала власть. Причем наши граждане имеют абсолютно все конституционные права выходить на митинги, акции, шествия в соответствии с нашим законодательством и с международным законодательством. Поэтому все эти нарушения на стороне власти, и это зафиксировано всеми международными организациями.
— Скажите, весь предвыборный период вы координировали свои действия с другими представителями оппозиции или это собственный план действий движения ДВК?
— В нашей стране, к сожалению, я еще раз говорю, существует единственная оппозиционная политическая организация – это "Демократический выбор Казахстана". И поэтому мы все свои действия согласовываем со сторонниками, которые у нас работают в качестве активистов. Есть какие-то отдельные недовольные. Но политической организации – в классическом понимании – нет. Поэтому мы ни с кем не координировали никакие наши действия.
— Как вы полагаете, почему власть вчера отреагировала на митингующих намного жестче, нежели обычно?
— Вчера власть отреагировала – я скажу так – потому что она просто напугана была, потому что они изучали реакцию людей весь месяц предыдущий и весь июнь. Было видно, что на акции протеста выйдет очень много [людей], и это заявлялось тотально везде. Поэтому к этому Назарбаев тщательно готовился, потому что он понимал, что в стране 1500 наблюдателей, свыше 200 иностранных журналистов, международные миссии. И поэтому он был напуган, ему было важно провести выборы, итоги выборов сделать такими, которые он продумал.
И поэтому заранее превентивно оказывалось давление на граждан, запугивались, поэтому реакция вчера была достаточно жесткая. Власть просто не ожидала такого мощного сопротивления, такого притока даже при этом. Сегодня по их действиям видно, как они перекрыли те самые площади, где мы обозначили места сбора, там стоят эти "черепашки" везде. Поставили колонны полицейских, они до сих пор стоят. То есть власть напугана, панически напугана.
— Перейдем теперь к выборам. Вы признаете итоги выборов? Что вы намерены предпринять дальше в ближайшее время и в долгосрочной перспективе?
— Итоги выборов никто не признал, кроме самой власти. Сотни тысяч, миллионы поддельных протоколов избирательных, была масса добровольцев, которые это продемонстрировали. Даже такая простая вещь: еще не объявили – до сих пор, я подчеркиваю – официальные итоги выборов, Косанов вчера быстро слил весь этот протест, который накопился внутри страны. И он быстро признал свое поражение. Это еще раз просто подтверждает, что Косанов был в сговоре с властью. Он выполнил свою роль, он легитимизировал выборы, создал видимость, что есть оппозиция в нашей стране, и таким образом похоронил себя в будущем как политика и как человека. Это предатель нации.
— Косанов набрал 16% голосов. Может быть, действительно народ за него проголосовал? Кто-то говорит, что процент мог быть еще больше.
— Народ голосовал не за него, народ голосовал за свои ожидания. Это был протест против действующего режима. И когда такая кукла был смонтирована администрацией Назарбаева, большая часть людей поверила, надеясь, что он все-таки будет лучше, чем Токаев, лучше, чем Назарбаев, и таким образом была и явка обеспечена, и видимость выборов.
На самом деле, конечно же, было не 16%, я уверен, что было больше. Но это не имеет никакого значения, потому что все проценты рисовались в кабинете у Нурсултана Назарбаева. И поэтому я могу сказать: больше [процентов набрал Косанов]; кто-то – меньше. Но это не имеет никакого значения, потому что выборов как таковых не было. Только объективные выборы могут сказать реальный процент.
— В прошлый раз вы нам сказали, что вернетесь в Казахстан, если в Нур-Султане соберется 30 тысяч, а в Алматы – 50 тысяч человек. Как я понимаю, возвращаться на родину вы пока не собираетесь?
— Нет, я как раз-таки собираюсь. Я реалист, я сегодня проводил по этому поводу прямой эфир – и ранее тоже, – я говорил, что мы будем добиваться, чтоб это случилось до конца года. Многие торопились, говорили, что 9-10-го мы выйдем. Ну хорошо, кто возражает? Если бы мы добились такого количества, то это произошло бы 9-10-го. Я реалист, мы еще будем бороться.