Неделю назад Настоящее Время опросило руководителей редакций, покинувших Россию из-за войны. Они рассказали о серьезных финансовых проблемах, которые повлекли увольнения сотрудников целыми отделами и отказ от работы с фрилансерами. Теперь мы поговорили с заместителем главы Белорусской ассоциации журналистов Борисом Горецким о состоянии дел в белорусском медиасекторе на фоне заморозки грантовой помощи из США и пересмотра программ поддержки, во время которых ее получатели частично или полностью остались без финансирования. Вот что он рассказал.
— Задело ли белорусские медиа решение Дональда Трампа сократить программы американской помощи?
— Около половины средств поддержки белорусского медиасектора – это американские средства. Мы наблюдаем сокращения, когда редакции вынуждены отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск или просто увольнять. Знаю редакции, где люди без денег продолжают делать свою работу, чтобы сохранять продукт и влияние.
— Какие основные источники финансирования у белорусских СМИ?
— До протестов 2020 года многие белорусские медиа зарабатывали рекламой. Пока власти долгие годы продвигали тиражи своих газет и телевидение, интернет захватили независимые медиа. Самым главным белорусским ресурсом был TUT.by. По некоторым данным, у них было 60% всей цифровой рекламы Беларуси при охвате 80% белорусов.
Потом пришел 2020 год. Мы столкнулись с большой поддержкой аудитории, все донатили. Затем медиа выгнали из страны, объявили "экстремистскими формированиями", за связь с ними наказывают, поэтому сегодня СМИ не могут зарабатывать на рекламе и ищут грантовую или меценатскую поддержку. Есть небольшой процент от размещения рекламных баннеров на сайте, донатов и продажи мерча.
— Сколько белорусских независимых изданий сейчас работают?
— Около 30–40 изданий разной направленности. Большинство из них находятся в эмиграции. Независимые издания внутри Беларуси были практически уничтожены властями. Этот процесс начался еще в 2020 году. В Беларуси остаются несколько независимых медиа, которые были вынуждены уйти от общественно-политической повестки.
— Как на работу белорусских СМИ повлияло полномасштабное вторжение России в Украину?
— В самом начале мы видели лавинообразный приход на наши сайты, сравнимый с 2020 годом, а может, и выше. Одновременно с этим, белорусские власти усилили репрессии. Многие белорусы попали за решетку за то, что присылали в независимые медиа фотографии российской военной техники. Усилили репрессии и российские власти. Роскомнадзор заблокировал даже наш сайт Белорусской ассоциации журналистов, так как мы дружим с Украинским союзом журналистов.
— Что происходило с аудиторией белорусских независимых редакций в последние годы?
— Мы считаем, что аудитория по белорусскому медиасектору – 3–4 миллиона людей внутри страны. Абсолютно все медиа обозначают эту аудиторию как главную. Пики прироста аудитории были в 2020 и в 2022 годах.
Война России против Украины и репрессии в Беларуси, к сожалению, стали для нашего региона обыденным делом. Если раньше массовые задержания и огромные сроки вызывали шок, то теперь это ежедневность.
Кроме этого, потребление независимых медиа внутри Беларуси криминализировано. В Минске могут остановить на улице, проверить телефон и за подписку на независимые медиа отправить под административный арест или оштрафовать. Это все влияет на размер аудитории белорусских медиа, и он не такой, как в 2020 году.
TikTok и YouTube это открытие для нас и большая проблема для государственной пропаганды. Аудитория на этих платформах у белорусских медиа измеряется миллионами. Даже в нашем тиктоке есть миллионные ролики. 85% наших зрителей находятся в Беларуси.
Продолжение нашей работы – это сохранение возможности для белорусов читать независимую правдивую информацию о войне. Поддержка войны внутри Беларуси всего несколько процентов. Это значит, что пока мы будем работать, белорусы будут с чистой головой, а не попадут под влияние кремлевской или белорусской пропаганды, которая очень хочет занять наше место.
***
Администрация президента США Дональда Трампа с самого начала его президентского срока предприняла шаги по резкому сокращению финансирования американского Агентства по глобальному развитию (USAID). Трамп также подписал указ, по которому деятельность Агентства по глобальным медиа (USAGM) должна быть сокращена до минимума. Принятые решения привели к проблемам с финансированием гуманитарных и медиа организаций, курируемых агентствами.