Россия продолжает наступление в Покровском районе Донецкой области. Город Курахово сегодня – у ее армии как на ладони: над ним висят десятки российских дронов, которые контролируют подъезды к городу. Заехать в Курахово можно лишь в сумерках, на машине с РЭБ (средствами радиоэлектронной борьбы) и только очень отчаянным людям. Например, спецотрядам полиции "Белые ангелы", которым по-прежнему приходится эвакуировать людей из Курахово и окрестностей.
Василий – один из первых волонтеров спецотряда "Белые ангелы", подразделения полиции, которое работает совсем рядом с фронтом. Курахово для него – родной город. Сегодня ему и его соратникам приходится вывозить из села рядом с Курахово Наталию Олеговну и ее собачку, а также эвакуировать еще с десяток человек, но уже из чуть более безопасных мест.
"Постоянные обстрелы. Раньше хоть иногда были перерывы, а последние дни целый день, целую ночь. Постоянно", – замечает один из тех, кого вывозят волонтеры.
Из-за обстрелов эвакуацию то и дело приходится прерывать. Съемочная группа Настоящего Времени бывала в этом городе и раньше, но сегодня мы впервые просто не можем выйти и спокойно пройти по улицам: плотность огня очень большая.
Лишь где-то после обеда она немного уменьшается, и это время люди используют для того, чтобы сходить в магазин и купить какие-то простые продукты.
Полиция в Курахово работает до сих пор. На улицы даже выезжают уборщики мусора, продолжает частично работать и местная администрация, которую возглавляет Роман Падун.
"Проводится на данное время эвакуация оборудования, архивов документов, мебели, – рассказывает он. – Хотелось бы, конечно, чтобы больше было времени. У нас в планах было здесь перезимовать".
До недавних пор в городе были и медики, но пару дней назад российские военные на больницу скинули несколько авиабомб: теперь врачей в городе не осталось.
Местные жители не питают оптимизма в отношении того, что с Курахово будет дальше.
"Что дальше… русские придут, что дальше. Тут все ясно, – говорит один из местных жителей. – У нас послезавтра эвакуация отсюда".
"Что дальше? Не знаю… без понятия. Пока сидим дома, а там будет видно. Чемодан собран", – говорит еще один житель.
Артем Щусь – руководитель полиции Курахово, основатель движения "Белые ангелы". Он один из немногих полицейских Украины, которые не так давно получили орден "За мужество". Именно он будет руководить самой опасной на сегодня эвакуационной операцией.
"Женщина вышла пешком из села Степановка. Она выйдет в специальное место, и мы ее должны забрать", – объясняет он задачу.
"Ангелы" грузятся в машину, и в этот же момент в рейд над городом заходит очередной российский ФПВ-дрон. Полицейские ругаются на него, но все равно едут на место встречи.
"В последнее время бывает мысль: "Блин, зачем я это делаю?" Но человек вышел, ему требуется помощь", – объясняют они свою мотивацию.
Очень быстро, со скоростью 150 км в час, на стареньком броневичке полицейские выскакивают из города: сбоку виден только что подбитый, еще дымящийся украинский БТР. По разбитым дорогам подъезжаем к краю украинской обороны.
"Вон она! Открывай калитку! – видят волонтеры женщину. – Давай-давай-давай! Заскакивайте! Залазьте скорее! Это целое тревел-шоу — вас забрать!"
"Вот тут документы и лекарства, а вот это зимние вещи", – перечисляет женщина, перебирая сумки в машине. Из ее слов понятно, что возвращаться домой она уже не планирует.
Наталию Олеговну и ее собачку Нику эвакуаторы доставляют в местный центр для переселенцев. Через несколько часов центр уничтожат российскими авиабомбами, тяжело ранят администратора. Но Наталию заберут оттуда буквально за час до удара. Ее и остальных эвакуируемых вывозят из города в сумерках, когда "зрение" дронов ослабевает – так безопаснее.
А полицейские поедут назад – в дымящийся и горящий город.
"Кураховская и Мариинская громада – это маленькая родина. Целая эпоха. Я считаю, что жизнь здесь есть, и мы еще в Курахово", – говорит Артем Щусь из "Белых ангелов".
"Если нас, полиции, не будет в таких городах, то по факту не будет обеспечено население. Но пока мы в куче все, как одно целое, и у нас получается", – вторит ему Василий.