В Кыргызстане смерть 25-летней Айтурган Маматкуловой вновь поставила на повестку дня вопрос о домашнем насилии. Родственники погибшей винят в случившемся ее мужа. В милиции сообщили, что расследуют смерть молодой женщины, а правозащитники призывают обратить внимание на проблему насилия.
"Айтурган, 25 лет мы заботились о тебе, а они через год привезли твое тело", – сокрушается Гулшайыр Сеитова, оплакивая свою дочь.
Айтурган Маматкулова погибла седьмого июля в Клинической больнице скорой помощи в Бишкеке. О смерти женщины ее родственникам по телефону сообщил их зять. Он сказал, что Айтурган пыталась совершить суицид и приняла таблетки. Родственники погибшей в это не верят.
"Во время омовения тела мы ужаснулись. На ее теле мы увидели множество гематом. Голова с двух сторон была зашита, были какие-то углубления, видимо, следы от ударов. Нам же сказали, что она выпила таблетки, покончив с собой. Я думаю, что это он ее убил. Это зять убил мою дочь", – говорит мать Айтурган Гульшайыр Сеитова.
Айтурган Маматкулова вышла замуж за своего одноклассника летом прошлого года. Со слов ее близких, вскоре после свадьбы она начала подвергаться семейному насилию.
"Мы как-то встретились, она была в футболке. Я увидела на ее плече жуткий синяк. Я спросила: "Что случилось?" Она ответила, что это он ее так в шутку ударил. Я просила сказать правду, мы бы что-нибудь сделали, но она не говорила", – рассказывает Айдай, подруга Айтурган.
Первой о смерти Айтурган узнала жена ее брата. По ее словам, муж Маматкуловой позвонил ей и сообщил, что его жена в больнице из-за того, что якобы приняла таблетки, чтобы совершить суицид. Однако в больнице Кумушай уже не нашла Айтурган.
"Мы побежали. В реанимацию заходим, никого нет. Я говорю: "Где тут девушка молодая была?" Они говорят: "Может, та, которую ночью увезли?" Спрашиваю: "Куда увезли?" Они говорят: "В морг". Я пошла в морг, говорю, дайте, пожалуйста, мне тело посмотреть, я ее женешка (жена брата – НВ). Никого же не было из родственников рядом, я говорю: "Я женешка, я должна посмотреть, я хочу убедиться, что ее не били, что насильственной смерти не было". В итоге меня не впускают. Через полчаса судмедэксперт выходит. Я говорю: "Скажите честно, у нее есть побои на теле?" Он говорит: "Нет, побоев нет", – вспоминает Кумушай.
Родные также отмечают, что муж Айтурган сообщил им о ее смерти лишь спустя пять часов после случившегося. С ним журналисты Радио Азаттык неоднократно пытались связаться, но он категорически отказался что-либо комментировать.
Жена брата Айтурган поделилась с журналистами аудиосообщением, которое она от него получила в день ее смерти: "Я спросил у нее: "Что с тобой?" Она ответила, что выпила таблетки от давления. На мой вопрос: "Зачем?", она промолчала и легла. Я сразу побежал в туалет, смотрю, там таблетки были. Я сразу позвонил в "скорую". А вам почему не позвонил, почему у меня голова не сработала, я, честно, не знаю. Потом "скорая" приехала, врач осмотрел ее и сказал, что это попытка суицида".
В отделении милиции родным Айтурган выдали заключение экспертизы, где также говорится, что она погибла в результате суицида. Родные не верят в эту версию, они потребовали провести повторную судебно-медицинскую экспертизу. Дело, как сообщается, передали другому районному отделению милиции, где также отметили, что на теле девушки не нашли никаких внешних повреждений, но все же назначили все необходимые экспертизы.