После деоккупации украинских сел некоторые из них какое-то время остаются отрезанными от других населенных пунктов. Речь в первую очередь о местах, где не удается наладить работу почтовых отделений. В таких случаях часто все держится на конкретных сотрудниках. Оксана Мальцева из Харьковской области – одна из таких почтальонов. Из-за нехватки кадров и разрушенной инфраструктуры она вынуждена была сначала проходить пешком по пятьдесят километров в сутки, а потом – проезжать по сто.
В почтовом отделении села Русские Тишки нет отопления, света и даже стекол в окнах. Крыша тоже разбита. Здание разрушили во время оккупации, когда тут стояли российские военные. Для Оксаны Мальцевой это главная работа в жизни: здесь она начала как обычный почтальон, а позже стала руководить отделением.
"Это мое родное отделение, я тут проработала 17 лет – с 2006 года, – показывает свое бывшее рабочее место Оксана Мальцева. – Оно стало мне вторым домом. Мне было очень печально с ним расставаться".
До полномасштабного вторжения России в Украину в подчинении у Оксаны были три почтальона и заместитель. После деоккупации осталась она одна, целый год справлялась со всеми обязанностями сама.
В родном селе Оксаны до сих пор нет света, поэтому сейчас она работает из соседних Циркунов: там возобновили подачу электричества и открыли модульное отделение. Старое здание в этом селе разбили российские военные.
"Это мои владения, мое новое отделение связи. Мобильное, не мобильное – стационарное. Такой маленький уютный домик, который я обживаю", – рассказывает Оксана.
Как и в старом отделении в Русских Тишках, в Циркунах она угощает посетителей конфетами и рассказывает о сложившейся уже традиции. "Уже у нас пошел конфетный марафон: люди приходят и говорят: "Ой, а у меня тоже есть конфеты. Можно я вам положу свои, а у вас возьму те, что у меня нет?"
Это почтовое отделение играет огромную роль для местных жителей. Теперь им не надо ездить за посылками аж в Харьков. Почту в Циркунах открыли только в августе, и уже нашли Оксане помощницу – еще одного почтальона. До этого она развозила пенсии и посылки сама.
По словам Оксаны, сначала приходилось проходить пешком в день и по пятьдесят километров, но обойти всех она все равно не успевала. Пришлось научиться водить машину.
"Мой скутер россияне "демилитаризировали" прямым попаданием "Града", я осталась пешая, – рассказывает Оксана Мальцева. – Когда попросила сына, что нужно покупать новый скутер, он говорит: "Мам, проще уже машину". На что я говорю: "Я не умею водить, у меня нет прав". А он говорит: "Война, научишься". И пришлось научиться".
Оксана и сейчас каждый день после работы развозит почту. В ее списке – около сорока человек, которые без ее помощи вообще не смогли бы получить положенные им выплаты. А даже если бы и могли сами ходить, то отделение в их селе разбито, электричества нет, банкоматы и магазины не работают.
За этот год Оксана для местных жителей стала больше, чем просто почтальоном. "Хороший друг, она у нас умничка", – отзываются о ней местные жители.
По словам самой Оксаны Мальцевой, бывает, что она очень устает на работе, но и бросить почту не на кого.