Вечером 23 августа в Бологовском районе Тверской области разбился самолет Embraer Legacy 135 с бортовым номером RA-02795, который опосредованно, через цепочку компаний, принадлежал бизнесмену и основателю ЧВК "Вагнер" Евгению Пригожину. Росавиация достаточно быстро сообщила, что Пригожин значился в списке пассажиров, которых в катастрофе погибло 10 человек.
Официально смерть Пригожина пока не подтверждена, но СМИ, близкие к ЧВК "Вагнер" сообщили, что в бизнес-джете находились также другие командиры ЧВК "Вагнер", в том числе Дмитрий Уткин. При этом о возможной гибели лидера ЧВК "Вагнер" ранее сообщалось уже не раз: до этого бизнесмен в 2019 году "погибал" в Африке, а в 2023 году на него якобы было совершено покушение в Луганской области.
Политолог Федор Крашенинников не исключает, что "смерть" Пригожина могла быть инсценировкой и на самом деле он остался жив. Но одновременно подчеркивает, что как политический субъект он, скорее всего, умер: "Система уничтожила его как политическую фигуру".
– Вы писали, что июньский мятеж Пригожина в Кремле не простили, не могли ему этого простить. Правильно ли я вас понимаю, что в данной ситуации, которую мы сейчас видим с крушением самолета, может быть некий след?
– Давайте все-таки сначала честно скажем, что мы не можем быть уверены, что Пригожин погиб.
Вы знаете, что это человек, у которого всегда лежала куча паспортов, париков и который вообще был склонен к такому маскараду. И, честно говоря, по-моему, несколько лет назад он уже якобы "погибал" в Африке. Поэтому прямо так уверенно нельзя сказать, что он погиб, я бы, честно сказать, не торопился с этим. Хотя мне, например, было бы очень приятно знать, что этот отвратительный человек закончил свои дни таким образом.
Во-первых, это в любом случае был самолет ЧВК "Вагнер" и там погибли, как говорят, руководители ЧВК "Вагнер", то есть, возможно, этот самый "Вагнер" Уткин там был. Во всяком случае, это был борт, явно там летели не какие-то солдаты. То есть это в любом случае какое-то покушение, теракт на руководство группировки "Вагнер".
Если выяснится, что Пригожин все-таки погиб – то тут есть очень интересный момент, что Росавиация очень быстро сообщила списки пассажиров. Создается впечатление, что власти как бы хотят дать понять, что он там, в самолете, был. Росавиация – это не какая-то свободная организация, которая переживает, как бы быстрее правду сообщить, особенно в ситуации с Пригожиным. Очевидно, что все было согласовано. И если такое заявление было сделано, то это не просто так.
Теперь давайте посмотрим, что случилось. Я действительно об этом говорил с самого начала: Пригожин начал выносить сор из избы. Потому что вообще весь его путь "под горку", что называется, начался вовсе не с мятежа. А с того самого времени, когда он, человек вообще-то таинственный, которого раньше люди в лицо не знали, фотографию которого не могли найти, вообще избегавший всякой публичности, вдруг начал постоянно выступать в социальных сетях. Причем не просто с какими-то абстрактными рассуждениями, а с нападками все более и более яростными на руководство министерства обороны, то есть на Шойгу, на Герасимова.
Мы все помним эти его обвинения, которые сначала делались его наемниками, а потом – им самим. И мне еще тогда казалось, что в общем вся путинская система построена так, что, пока у человека все хорошо, он молчит. А любая попытка вынести сор из избы показывает уже глубокое неблагополучие этого человека. Потому что это значит, что у него потерян контакт с Путиным, это значит, что Пригожин потерял возможность с Путиным согласовывать какие-то вопросы, например даже вопросы снабжения своей организации, и вынужден был прибегнуть к такому приему.
И чем больше он рассказывал все эти ужасные истории про Шойгу, про Герасимова, тем больше мне казалось, что, конечно, он уже за это будет наказан. Потому что так не делается в путинской системе. Надо терпеть, страдать, жаловаться Путину, если есть возможность. Но ни в коем случае не выносить в паблик! И уж тем более – не ставить под вопрос компетенцию руководства Министерства обороны в ситуации войны.
– Вы говорили про парики и про то, как Пригожин вообще себя вел. Может ли катастрофа самолета быть частью некой мистификации?
– Вполне может быть, что он просто исчез. И это такой способ просто навсегда выйти из игры.
Но даже если физически человек Евгений Пригожин, предположим, будет где-то жить под другим именем в парике и с другим паспортом, как явление российской политики, как руководитель ЧВК "Вагнер", тот самый ресторатор, "повар Путина", если будет официально объявлена его смерть, как политическая фигура он исчезнет. Потому что нет такого больше человека, если будет признано, что он официально погиб. И совершенно не важно, жив ли физически или не жив Пригожин.
На нем как на политической фигуре, на каком-то военном лидере было очень много надежд: что Пригожин еще о-го-го, что еще покажет, не в последний раз, Путин его боится, система рухнет и так далее. Но теперь мы должны понимать, что система уничтожила Пригожина. Возможно, физически уничтожила, но точно уничтожила его как политическую фигуру. Это наказание за непослушание.
Даже несмотря на то, что после этого самого мятежа его не кончили сразу, было очевидно, как только Путин выступил по телевизору и сказал, что те, кто бунтует, – изменники и предатели. Да, они спустили все на тормозах, дождались разоружения, убрали его с авансцены. Потому что как убивать человека, который каждый день в эфире? Но он немножко отошел в тень, уехал якобы в Африку. И вот наступил момент, когда его прикончили.
Честно скажу: я думаю, что они еще некоторое время потянут. Если бы он уехал в Африку и молчал – может быть, он бы дольше протянул. Но он постоянно пытался как-то вернуться в первую лигу или думал, что может вернуться. Возможно, этим он приблизил свой конец – если, повторюсь, действительно он погиб в этой катастрофе и будет официально сказано, что он, Евгений Пригожин, которого мы все знали и не любили, что он был в этом самолете.
– Что может быть с бизнес-империей Пригожина, которую он так долго строил? Что может быть с его проектами в Африке?
– Давайте не будем себя обманывать, что у него есть какая-то прямо бизнес-империя и его личные проекты в Африке. С самого начала все разговоры о "частной" военной компании были, конечно, обманом общественности. Все это было придумано для того, чтобы операции российских спецслужб, ГРУ и других организаций и друзей Путина с их коммерческими интересами в Африке маскировать под некие частные акции. Что это, дескать, не российское государство там кому-то помогает, с кем-то в Центральной Африке воюет, а это какие-то "частники", Путин же любит такие вещи.
Но как, собственно, сам Путин всем поведал, все финансирование частной военной компании Пригожина почему-то шло из государственных источников. То есть это не какой-нибудь там богач, который заработал деньги в IT-сфере, решил вложить миллиарды в создание частной военной компании. Все деньги до последней копеечки были государственными. И все проекты, которые были у Пригожина в Африке, – очевидно, он там действовал в каких-то интересах Путина, его окружения, российского государства и так далее.
Или Сирия – ну какие в Сирии могут быть коммерческие интересы? То есть они могут быть, конечно, но они очень тесно сплетены с политическими интересами России.
Поэтому если у Российской Федерации в том виде, в котором она сейчас существует, у Путина остаются интересы в Африке и у его группировки, то, конечно, какие-то вооруженные люди под какими-то флагами, связанные с Россией, будут продолжать этим заниматься и их будут продолжать финансировать. Только это все будет происходить не через пригожинские фирмы, а через какие-то другие фирмы или напрямую.
А весь его бизнес... Слушайте: не будет госконтрактов – не будет бизнеса. Такое часто бывает, когда человек слывет каким-то огромным богачом и невероятно успешным предпринимателем, а потом выясняется, что, по сути говоря, у него ничего и нет. Потому что вообще у всех путинских олигархов ничего нет. Весь их бизнес – это возможность воровать деньги из бюджета. Как только эта створка закрывается, то они остаются при том, что они успели на счета напрятать, вот и все.