Артиллеристы 30-й бригады ВСУ держат позиции на северном фланге бахмутского фронта со своей самоходной установкой "Гвоздика": в эти дни на их позициях идут сильные ливни.
"Конечно, сейчас дождь нам немного усложнил ситуацию, потому что на Донбассе черноземы. Как маленький дождик пройдет – тяжелая техника начинает грузнуть в болоте, – рассказывают они. – Но я думаю, дожди ненадолго".
Вокруг – перебитые заросли и воронки от прилетов. Бойцы рассказывают, что раньше они стояли на другой позиции, но россияне смогли ее накрыть. В их расчете все выжили, техника не пострадала, но место дислокации пришлось сменить.
"По этим приходам (попадание, прилет – ред.) можете увидеть, что их артиллерия работает не хуже, чем наша, – объясняют они. – Если тебя начинают долго где-то накрывать, мы стараемся туда просто не ездить. Так что мы в постоянном движении. Движение – это жизнь".
Кроме постоянных смен позиции, артиллеристам приходится еще и работать лесорубами. Рубить ветки необходимо для того, чтобы противник не обнаружил их самоходную артустановку: густые ветки – лучшая маскировка. А пока бензопила сломана, приходится стучать топором.
"Приходится! – смеются военные. – Ты интенсивно стреляешь. Пострелял – у тебя вся маскировка, листья – все слетело. Пострелял – и снова погнал посадку кромсать. Ветками закидал самоходку – опять стреляешь. Чем больше стреляешь – тем больше веток рубаешь".
Бойцы ВСУ говорят, что сейчас, после весеннего затишья, бои на их направлении стали интенсивнее и работы у них действительно стало больше.
"Наверное, потому что бригада наша начала больше принимать участие в атакующих действиях. Раньше у нас была сугубо оборона постоянная, а сейчас нужно выполнять больше огневых задач. Из-за этого у нас и расход снарядов больше", – объясняют они.
Военные говорят, что если еще неделю назад у них в день было всего лишь несколько целей противника, то сейчас бывает и до пятнадцати. Но интенсивность боев на этом участке фронта такова, что новые цели могут появиться в любую минуту, в любое время суток и при любой погоде.
Раньше российские военные применяли на этом участке фронта радиолокационные комплексы "Зоопарк". Одна такая российская система может выявлять множество огневых точек одновременно.
"Делаешь первые два выстрела – и тебе летит привет сразу же, – рассказывают украинские артиллеристы. – Хорошо, что мы их немного покромсали, и нам стало гораздо лучше, нас не так быстро теперь могут найти. Самая первая цель у нас была – "Зоопарк", найти "Зоопарк" и уничтожить".
Еще одна проблема – аэроразведка противника. Украинские военные говорят, что из-за нее им всегда необходима осторожность и скрытность.
"Мы отрабатываем по целям день – и к вечеру они начинают тут рыскать роями. Они как осы, – жалуются они. – Выпускают этих шершней, все посадки тут шерстят, ищут, плюс они могут простреливать. Нужно уметь вести себя и не вестись: они только этого и ждут, что мы выедем и получим. Но мы можем в одной посадке неделю куковать и стрелять с нее, и нас не найдут".