Мария, работая в кино художником по костюмам, часто бывала в Латвии на съемочных площадках разных российских и европейских кинопроектов. В последние годы она много времени проводила в Латвии, но свои домом все-таки считала Москву. Четвертого апреля 2022 года, после начала полномасштабного вторжения России в Украину, она решила податься на получение убежища в Латвии, но получила отказ. После этого Мария обратилась в суд.
"Я многие годы участвую как гражданский активист в митингах, каких-то акциях, я понимала, что сейчас так просто это не закончится. Сейчас будет все жестче и жестче. И будет курс на более консервативную политику внутри страны в целом", – говорит Мария.
Процесс переезда в Латвию для Марии оказался непростым. Она подала прошение на получение политического убежища. Однако после трех месяцев ожидания ей пришел отказ и предписание покинуть страну.
"Одна часть отказа была о том, что вы так давно и много занимаетесь активизмом, при этом вы так часто бываете в Европе, судя по вашим документам, почему же вы не сделали этого раньше? И вторая часть ответа была, что, наверное, это не ваши политические взгляды, это просто ваши профессиональные амбиции", – продолжает она.
Право на получение убежища в Латвии Мария решила отстаивать в суде.
"Она вела активную оппозиционную деятельность. Вместе с определенным кругом друзей они действовали против режима, проводили и планировали разные акции, чтобы дискредитировать власть. Поэтому случай Марии отличается на общем фоне, поскольку она действительно активно противостояла режиму Путина", – отмечает присяжный адвокат Вилмарс Эндзелис.
После начала полномасштабного вторжения России в Украину Латвия закрыла въезд российским гражданам. Страна не выдает им визы и вид на жительство. Министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс не раз заявлял, что россиян в Латвии не ждут.
Любой человек, который подвергся политическим репрессиям, может запросить убежище в любой стране мира
Депутаты парламента говорят о том, что никаких особых условий выдачи гуманитарных виз для граждан России в Латвии нет. Их заявления рассматривают на тех же условиях, что и прошения о статусе беженцев от граждан других стран.
"Любой человек, который подвергся политическим репрессиям, может подать заявление в Латвии или любой другой стране мира и запросить убежище. Тут важно оценить, насколько человек действительно был активным противником режима, каким репрессиям он подвергался. Но это еще и вопрос национальной безопасности. Службы государственной безопасности должны расследовать конкретные дела. Это касается любого человека, не только граждан России", – говорит депутат парламента Латвии Хосам Абу Мери.
Присяжный адвокат Вилмарс Эндзелис сейчас ведет несколько подобных дел. В том числе он помогает добиться политического убежища в Латвии россиянам, бегущим от мобилизации.
"Чувствуется политика государства. Есть случаи, когда действительно надо предоставить убежище, но это не делается и вся ответственность перекладывается на плечи суда. Хотя, на мой взгляд, многие случаи очевидны. А вот на уровне суда, наоборот, легко обосновать право на убежище. Активные боевые действия со стороны России многим открыли глаза. Если человек говорит правду и его мотивы ясны, в суде легко это доказать", – продолжает Вилмарс Эндзелис.
Мария получила политическое убежище в Латвии на пять лет. В России у нее остались родственники, но в ближайшие годы она не сможет их навестить. Статус беженца в Латвии закрыл для нее двери в Россию.