Последние несколько дней Киев подвергается интенсивным обстрелам. Атака в ночь на воскресенье стала, по сообщениям украинских властей, самой массированной с начала войны. После обстрелов в ночь на понедельник воздушная тревога в Киеве звучала почти целый час днем, когда большинство жителей находились на работе и на улицах. От момента объявления тревоги до первых взрывов, по словам самих киевлян, прошло несколько минут. Это 16-я атака на столицу с начала мая. По данным украинских властей, все ракеты, которые летели на Киев, были сбиты, шесть обломков упали в разных районах города.
Цели обстрелов и их последствия Настоящему Времени прокомментировал мэр Киева Виталий Кличко.
– Что вам известно к этой минуте?
– У нас последние два дня, в ночь с субботы на воскресенье, в ночь с воскресенья на понедельник, сегодня днем, атака – массовые атаки, комбинированные атаки, комбинированные с тем, что посылали дроны, которые постоянно меняли свой курс, обходили Киев с разных сторон. Была также объединена атака с ракетами.
– Вы имеете в виду иранские дроны?
– Да. Часть из них небольшая – четыре "Ланцета", а большая часть дронов, по статистике я смотрел, это дроны "Шахед" 136-й.
Практически все, что летело на Киев, было сбито средствами ПВО, и, к большому сожалению, в результате падения обломков на крыши здания в некоторых домах возникали пожары.
К большому сожалению, в ночь с субботы на воскресенье у нас в городе под обломками погиб человек и два человек было госпитализировано. Сегодня ночью также два человека были госпитализированы, никто не погиб. Из-за падения обломков возникали пожары на крышах здания, были небольшие разрушения, так как обломки пробивали крыши, и были частично повреждены машины, которые стояли у обочины. Вот так, если коротко.
– За сегодняшнюю ночь и за сегодняшний день уже известно, сколько было выпущено чего и сколько было сбито?
– Всего по Украине было выпущено больше 50 – в ночь с субботы на воскресенье; по-моему, 42 ракеты "Шахед" были сбиты уже над Киевом. Сегодня примерно такая же цифра: в ночь около 40 ракет и дронов были сбиты уже над Киевом либо на подлете к Киеву.
– Вы понимаете, каковы были их цели, и можете ли нам сказать об этом?
– Анализируя атаки на наш город, которые уже продолжаются больше года, с начала вооруженной агрессии, ключевая задача не укладывается в нормальное понимание, так как это [цель атак] ключевые объекты критической инфраструктуры, по которым целились. И на сегодняшний день можно сказать четко, что задача – посеять панику, всех ввергнуть в депрессию. Задача в том, чтобы люди в лучшем случае взяли свои вещи и уехали куда-нибудь за рубеж, в Европу.
Путину нужна Украина без нас, украинцев, и ключевой целью является город, мирный город, где на сегодняшний день находится более 3 млн жителей, и ключевая задача – посеять панику. Другого объяснения нет.
– По тем настроениям киевлян, которые вы видите, удастся ли вам?
– Я вам могу пересказать ответы на вопрос, который я точно так же ставил киевлянам этой зимой, потому что ключевой задачей было оставить жителей без электричества, отопления, воды, город погрузить полностью во мрак. Киевляне говорили четко: мы будем лучше жить без воды и электричества, чем с российскими солдатами. Эффект абсолютно обратный: злость, ненависть, которые возникали у жителей и возникают.
Конечно, на сегодняшний день ключевым вопросом была и остается безопасность людей, которые находятся в Киеве, детей. Мы делаем все для того, чтобы все прислушивались (информируем людей) к моменту воздушной атаки, атаки ракетами "Шахед", люди пребывали в укрытиях, в безопасных местах.
– Я сегодня видела картинки из метро, мне кажется, я давно таких станций не видела: сейчас большее количество людей спускается в метро, были ли они там ночью?
– Сейчас большее количество людей находится в Киеве, люди через определенный промежуток времени в большинстве своем вернулись в город, так как знают, что город защищен намного лучше. До того мы получили современное западное противоракетное оборудование, и люди чувствуют себя в безопасности.
Но тем не менее такого количества воздушных взрывов, что весь город просыпается, вибрируют окна – я уверен, что ни один человек не спал ни прошлой ночью, ни этой – по своей активности и массовости атак это были самые массовые с начала вторжения.
– Мои друзья, в частности, сталкиваются с тем, что в Киеве много жилых комплексов, закрытые территории, что они не могут попасть туда во время тревог: нет охраны или охрана не пускает. Что-то делаете с этим?
– Да, действительно, такой вопрос есть, мы его постоянно поднимаем, что очень много помещений, которые предназначены для двойного использования, в том числе и как укрытия, оказываются закрытыми. Мы сейчас подготовили обращение к Верховному Совету, нам необходимо законодательно привлекать к ответственности тех владельцев (так как данные помещения находятся в частных руках), которые не реагируют и не открывают укрытия, предназначенные для пребывания там людей во время воздушной тревоги.
Такой вопрос есть и не все, к большому сожалению, представители бизнеса активно откликаются на такой вопрос. Нам необходима четкая ответственность тех людей, которые не реагируют на просьбы, и в данном случае это уже будет зависеть от Верховного Совета. Мы очень надеемся, что такой законопроект будет в ближайшее время уже проголосован и в будущем уже даст рычаги, механизмы все-таки заставлять тот бизнес, где помещения находятся в частных руках, в принудительном порядке открывать во время воздушной тревоги.
– Я так понимаю, что ПВО в Киеве – одно из мощнейших, наверное, во всем мире на данный момент. Возможно ли, что это охота именно за системами Patriot?
– Мы не исключаем этого, что охота и за системами Patriot. Я думаю, что все-таки ключевая задача – привести людей в состояние депрессии, испугать для того, чтобы люди уезжали из Украины и территория была свободна. Это первая составляющая.
Вторая составляющая, действительно, я не исключаю того, что охота и за противовоздушной обороной, которая в Киеве сейчас присутствует, и мы благодарны нашим партнерам и союзникам, которые предоставили современное оборудование – противоракетные системы.
– Предпринимаете ли вы какие-то меры с тем, чтобы люди в соцсетях не постили фотографии мест прилета, повреждений и т.д.?
– Мы постоянно обращаемся ко всем, кто выкладывает в социальных сетях и видео, и фотографии, потому что это может быть так называемой косвенной подсказкой россиянам в отношении корректировки их задач, насколько правильно были посланы их эти "послания" на наши головы, можно так назвать. Обязательно обращаемся ко всем с просьбой этого не делать, потому что это и просьба военных, и мы все понимаем, что это может быть еще дополнительной подсказкой врагу.
– Михаил Подоляк, советник офиса президента, не знаю, видели ли вы уже это сообщение в телеграме, обращается в том числе к чиновникам, к мэрам и так далее, говорит, что на вас лежит ответственность за то, что вы даете эту информацию раньше других, конечно, "повышая себе цитируемость", пишет Подоляк, и что это хайп и так далее. Воспринимаете ли вы на свой счет его сообщение?
– Мы четко отслеживаем те все публикуемые материалы, которые мы выдаем. Наша задача – обязательно информировать людей о происходящем в городе, потому что информация на сегодняшний день – один из важных инструментов.
В данном случае я цитату Подоляка в свой адрес не воспринимаю, так как таких вещей мы не делаем.