Берлин под разными предлогами уже много недель отказывается передавать Киеву свою тяжелую бронетехнику. В Германии этим недовольны: там проходят акции протеста, на которых люди требуют от властей скорейшей передачи танков Leopard 2 Украине. Без разрешения Германии своих "Леопардов" не могут отправить в Украину и другие страны, например Польша.
Польский социолог и политолог, а в прошлом – заместитель министра иностранных дел Польши и посол Польши в России Катаржина Пельчинска-Наленч в эфире Настоящего Времени рассказала о том, как польское общество и власти реагируют на то, что Германия медлит с поставкой танков.
– Что в Польше думают о поставках танков в Украину, как реагирует общество? Раздражением, непониманием или чем-то еще?
– В Польше и общество, и власть, и оппозиция, я бы сказала, абсолютно едины. Все считают, что эти танки должны быть как можно быстрее переданы Украине. Да, они являются наступательным оружием. Однако мы все понимаем, что танки и другое оружие используется Украиной исключительно для обороны, поскольку это Россия вторглась в Украину и война ведется на территории Украины. Есть понимание, что танки надо передавать как можно быстрее. Во-первых, чтобы Украина могла сама освобождать свои земли, которые теперь находятся под российской оккупацией. А во-вторых, если Россия планирует дальнейшее наступление – а есть и такие сигналы, – чтобы Украина могла эффективно от этого наступления защищаться.
Не совсем понятно, действительно, почему правительство Германии медлит. Германское общество настроено иначе, исследования общественного мнения показывают, что большинство немцев согласны на то, чтобы Leopard 2 были переданы Украине. (По данным опроса Deutschlandtrend, 41% опрошенных граждан Германии считает помощь оружием, которую оказывает Германия Украине, достаточной; 21% высказывается за ее увеличение; 30% полагают, что Германия поставляет Украине слишком много оружия — НВ.)
– Так в чем же тогда проблема?
– Это вопрос, которым сегодня задаются и польские политики, и простые поляки. Почему столько времени требуется немецкому правительству, чтобы принять решение, которое и Польше, и многим другим странам Европы кажется на сегодняшний день абсолютно нужным и правильным? Но немецкое правительство оказывается тут в какой-то изоляции по отношению к другим партнерам в Европе, которые считают, что танки должны быть переданы. Польша этого не понимает. Война является огромной угрозой не только для Украины, но и для Польши, и для других стран Евросоюза. Если Германия отказывается сотрудничать и с нами, и с Украиной в таком важном вопросе, то это порождает или может порождать в будущем недоверие и серьезные вопросы в отношениях между Германией и Польшей, а также Германией и другими странами Евросоюза.
– В какой конфликт между Польшей и Берлином, между Берлином и другими странами Евросоюза может перерасти это недоверие?
– Я бы не сказала, что это может перерасти в конфликт. Конечно, мы союзники: Польша, Германия – мы все члены Североатлантического союза. Вера в то, что мы можем вместе эффективно действовать в ситуации войны в Европе, доверие в этой области является очень важным моментом отношений между Польшей и Германией, между балтийскими странами, между странами нашего региона. Это доверие очень важно и для дальнейшего сотрудничества в области безопасности, и в других сферах. Мы должны быть уверены, что безопасность Польши является для Германии приоритетом так, как она является приоритетом для нас. А сегодня война в Украине – это непосредственная угроза безопасности не только для Украины, но также и для Польши.