Ссылки

Новость часа

"На одной чаше − европейская перспектива, на другой − "братство славянских народов". Что изменилось в отношениях Сербии и России


Сербия, один из ближайших союзников России, не признает аннексию Крыма и еще четырех регионов Украины. Об этом сербский президент Александр Вучич заявил на прошлой неделе в интервью агентству Bloomberg.

"Мы с самого начала говорили, что не можем и не сможем поддержать вторжение России в Украину. Для нас Крым – это Украина, Донбасс – это Украина, и так это и останется", – отметил Вучич.

Сербия сейчас остается единственной страной из числа стран – кандидатов на вступление в Евросоюз, которая не присоединилась к европейским санкциям против России. В частности, это единственная страна в Европе, куда можно улететь прямым рейсом из России – в Москву летает государственная авиакомпания Air Serbia. На следующий день после заявления Вучича о том, что Сербия не признает российскую аннексию украинских областей, правительство страны приняло решение направить Киеву гуманитарную помощь − с оборудованием для восстановления энергосистемы страны. Удары по украинской энергоинфраструктуре Россия наносит с 11 октября.

Что случилось в отношениях Сербии и России, в эфире Настоящего Времени обсудили с журналисткой, редактором портала "Балканский обозреватель" Натальей Ищенко.

Что изменилось в отношениях Сербии и России
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:06 0:00

– Вучич говорит, что Крым и Донбасс – это Украина. И Сербия отправляет в Украину электрооборудование. Можно ли считать это разворотом Сербии в отношениях с Россией?

– Это не полный разворот, но такой небольшой поворот, который в дальнейшем может означать полное изменение во внешней политике Сербии. Пока это только сигнал Белграда для Москвы.

Дело в том, что Сербия никогда официально не поддерживала аннексию Крыма, никогда официально не поддерживала оккупацию других частей Украины – в первую очередь Донецкой и Луганской областей, а также другой части территорий Украины, об аннексии которых было заявлено позже. Однако на неформальном политическом уровне сербские политики говорили, что они за Россию, ездили в оккупированный Крым, принимали участие в мероприятиях. И, как вы уже сказали, не поддерживали санкции в отношении Москвы.

Теперь, когда Вучич перестал заниматься политическими манипуляциями и прямо сказал, что он однозначно и четко не поддерживает присоединение Крыма к России и других частей Украины, то это сигнал в первую очередь для Москвы и Запада. То есть это не изменение пока что текущей политики официального Белграда, потому что она и до этого была именно такой, но это сигнал Москве и Западу, что Сербия однозначно стоит именно на такой платформе.

В моей стране заблокировали

Настоящее Время

– А что случилось? Почему Белград сейчас это изменил? Главное, что, на мой взгляд, очень показательно, – что Сербия отправляет в Украину гуманитарную помощь в виде электрооборудования. Что изменилось сейчас для Белграда?

– Именно в эти дни на Вучича персонально и на Сербию осуществляется очень серьезное давление из западных столиц. Как вы знаете и как вы уже сказали, Сербия является кандидатом на вступление в Европейский союз. И сербская власть не собирается отказываться от европейской перспективы. Так вот Европейский союз вместе с другими партнерами, в первую очередь с Соединенными Штатами, поставил буквально ультиматум, который состоит из двух пунктов. Первое – это в каком-то виде признание Косова. И второе – это введение санкций против России.

Сербия не хочет категорически вводить санкции, поэтому пытается торговаться. Пытается найти какую-то формулировку, которая устроит Европейский союз. Поэтому Вучич заявил: "Ну мы же не признаем российским Крым и другие части Украины. Может быть, санкции – это лишнее и достаточно такой политической позиции?" То есть это торговля Белграда с Западом и попытка избежать необходимости введения санкций.

– Получается, что это такие весы для Сербии, когда у тебя с одной стороны стоит вступление в Европейский союз, а с другой стороны, насколько я понимаю, Сербия хочет по-прежнему получать дешевый российский газ?

– Для Сербии одна чаша весов действительно наполнена европейской перспективой, а вот другая чаша весов – нет, там не деньги, там не дешевый российский газ, там не нефтяная отрасль, там не модернизация железной дороги, хотя это все делает Россия в Сербии. Там так называемое братство славянских народов и геополитическая поддержка Россией Сербии. В первую очередь это такие нематериальные вещи.

– А зачем нужна геополитическая поддержка Россией Сербии, если последняя стремится в ЕС?

– Потому что Россия является членом Совета Безопасности ООН и принимает участие в выработке ключевых решений для Сербии. Например, в 2015 году именно благодаря вето российского представителя в Совете Безопасности не было принято решение о том, что в Сербии произошел геноцид против боснийских мусульман. Белград и сербское общество это неимоверно ценит, просто постоянно об этом говорят. Они формулируют это так, что русские не дали признать сербов геноцидным народом.

Второй еще более важный вопрос – это вопрос о Косове. Из-за того, что Россия является членом Совета Безопасности ООН, в Белграде верят, что именно Москва не даст признать Косово независимым государством. То есть у Москвы как раз в руках именно ключевая кнопка, по мнению Белграда, которая даст зеленый свет независимому Косову или включит красный свет.

– Но западному миру это не мешает признавать Косово. Я хотел вас еще спросить, сейчас в этих условиях, когда Вучич, несмотря на эти истории с Косовом, продолжает говорить, что Сербия считает Крым, Донбасс и другие территории украинскими, не признает российскую власть над этими территориями, – в этих условиях у Москвы сейчас остается какой-то рычаг давления на Белград? Они как-то могут надавить, чтобы эта позиция Сербии изменилась?

– Я думаю, что сейчас мы увидим, как Россия пытается вмешиваться во внутренние дела Сербии и пытается с помощью своих союзников в Сербии раскачивать внутриполитическую ситуацию. Уже прозвучали заявления, что Вучичу нужно подать в отставку, уже звучат заявления, что вопрос Косова нужно решать только на референдуме. И если России удастся активизировать такие более радикальные силы в сербской политике, Сербию ожидает полоса нестабильности, что, конечно же, на руку Москве и не на руку самой Сербии и Европе.

XS
SM
MD
LG