В Украине из-за российских ракетных ударов повреждены все крупные тепло- и гидроэлектростанции. Об этом рассказал глава национальной энергетической компании "Укрэнерго" Владимир Кудрицкий. По его словам, наибольший урон украинской энергосистеме принесла последняя такая атака 23 ноября. Глава "Укрэнерго" подчеркнул: массированные ракетные удары России направлены именно на то, чтобы сделать невозможной доставку электроэнергии из одних регионов Украины в другие. Кудрицкий считает, что российская армия еще не отказалась от этого плана и будет пытаться его реализовать, а потому Украина должна быть готова к новым атакам.
О том, что Россия на этой неделе вновь может нанести массированный ракетный удар, предупреждали украинские власти и военные. По данным воздушного командования ВСУ, 29 ноября была угроза удара наземным ракетным вооружением, по всей стране объявили воздушную тревогу. А в Военно-морских силах сообщили, что впервые за последние дни на боевое дежурство в Черное море вышли 12 российских кораблей, в том числе носитель крылатых ракет "Калибр".
Иван Киричевский, военный эксперт Defence Express, в интервью Настоящему Времени рассказал об остатках российского оружия и почему стало сложнее предугадать ракетные удары.
– Вы понимаете, почему накануне все так ждали ракетного массированного удара России по Украине, но этот удар не состоялся?
– На самом деле ждать такого удара было два основания. [Была информация] из открытых источников и из агентурных источников – то, что поступает нашим военным. Сообщения о том, что в эти дни могут быть массированные ракетные обстрелы, были из агентурных источников, судя по характеру того текста, который распространялся в разного рода рабочих чатах.
Что касается открытых источников. В разного рода сообщениях фигурировал аэродром в городе Энгельс на севере России. Вчера появился спутниковый снимок, сделанный 28 ноября, на котором можно увидеть, что на этом аэродроме стоят четыре условно готовых к вылету бомбардировщика Ту-160 и 14 стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. Этого для удара более чем достаточно, тем более что обычно Россия применяет в одном налете порядка 10 стратегических бомбардировщиков.
Но если считать суммарную боевую нагрузку, которую могут взять эти самолеты с собой, то это порядка 130 крылатых ракет. Плюс там еще стояли самолеты обеспечения, например четыре воздушных танкера Ил-78. Поэтому было 99% аргументов, чтобы опасаться этого ракетного удара.
Почему не получилось? Когда Россия готовит очередную массированную ракетную атаку по Украине, она пытается всячески создать туман войны. Например, ввести в заблуждение нашу разведку и противовоздушную оборону, начинает проводить демонстрационные полеты, чтобы заставить сигналить всю нашу систему ПВО, проводит доразведку в то же время – где стоят зенитно-ракетные комплексы. Ищет лазейки, как проложить маршруты для полета ракет так, чтобы наши ЗРК их не задели. Поэтому когда Россия готовит очередной ракетный удар, она ведет, к сожалению, очень сложную интеллектуальную игру. Ну и ошибиться в трактовке результатов этой игры весьма несложно, что вчера и случилось.
Россияне будут пытаться сократить цикл подготовки к любому следующему удару
Но то, что вчера ракетная атака не состоялась, отнюдь не означает, что Россия в принципе ее не планирует, хотя бы потому что это специфическое сообщение, которое вчера выдало командование Воздушных сил, о том, что тревога по всей Украине из-за того, что готовилась атака наземным ракетным вооружением. Очевидно, наши военные здесь намекали на то, что Россия вывела на стартовые позиции комплексы "Искандер-К" с крылатой ракетой, которая может бить на дальность порядка 1500 километров.
Что специфично, по этим крылатым ракетам типа 9М728 официальной статистики нет, что намекает на то, что даже в таком аспекте запас ракет у россиян значительно больше, чем ожидалось ранее. И, соответственно, готовность нанести очередной удар по объектам нашей энергетической инфраструктуры у них уже опять достигнута. Тем более что в предыдущих циклах обстрелов для подготовки нового удара россиянам надо было от одной до двух недель, и здесь логично ожидать, что россияне будут пытаться сократить цикл подготовки к любому следующему удару.
– Прошла ровно неделя с предыдущего массированного ракетного удара России. Сейчас можно ли чисто математически уже спрогнозировать, что Россия нанесет ракетный удар через 10 дней или через семь дней?
– В том-то и проблема. Я слишком благородно высказался в адрес российских террористов, что они "ведут сложную интеллектуальную игру". Они при этом пытаются сделать так, чтобы нивелировать любые эмпирические признаки, когда следует ожидать ракетной атаки. Буквально вчера в эфире нашего телевидения со мной случился интересный казус. Ведущий меня спрашивает, я заявляю эмпирический критерий, что, как правило, этому [предшествует] сообщение СБУ, что они поймали очередного корректировщика. Буквально в прямом эфире оказывается, что СБУ поймали очередного корректировщика, через четыре часа прозвучала воздушная тревога, но, к счастью, ничего не случилось.
Получается, даже такой последний железобетонный критерий, что поймали корректировщика по горячим следам, значит, будет удар, уже не сработал. Значит, здесь уже сложно предсказать, когда этот удар может состояться.
– По данным Минобороны Украины, в этом году в России произвели почти 300 ракет. Но только за два месяца Россия произвела 330 выстрелов по Украине. Учитывая такую математику, можно ли здесь спрогнозировать, когда эти массированные ракетные удары могут прекратиться?
– Здесь тоже рано делать какие-то выводы. Во-первых, с одной стороны, Россия в самом деле отстреливает со своих стратегических бомбардировщиков в разы больше крылатых ракет, чем успевает производить. С другой стороны, год еще не закончился – и россияне явно успеют изготовить до 60 крылатых ракет типа Х-101 и до 60 ракет типа "Калибр". Но здесь – смотря как они их рассортируют. Ну один-два массированных ракетных удара до конца этого года они успеют [произвести].
Один-два массированных ракетных удара до конца этого года они успеют [произвести]
Если опираться на те данные Минобороны Украины, которые оно называло, если брать среднюю цифру, что в одном ударе россияне отстреливают порядка 70 крылатых и баллистических ракет, у россиян есть запас как минимум еще на пять-восемь ракетных атак. Это без поправки на то, что россияне не потеряли возможность производить крылатые ракеты. Даже наоборот: с поправкой на военное время они темпы производства увеличили. Есть же еще другие специфические моменты. Мы уже с вами упомянули, что у них есть крылатые ракеты для комплексов "Искандер", и эти ракеты почему-то в статистике не проходят. Их количество, к сожалению, неизвестно.
– Если подсчитать приблизительно, вы говорите о том, что есть ракет на пять-восемь атак. Если Россия совершает ракетные удары раз в десять дней, получается до 80 дней. То есть всю зиму Россия может осуществлять ракетные массированные удары?
– Мы с вами здесь обсуждаем наличие у россиян запасов дозвуковых крылатых ракет. А у россиян еще осталось, к сожалению, порядка 300 крылатых сверхзвуковых ракет типа Х-22, которыми они пытались обстреливать нашу гражданскую инфраструктуру – и это иногда у них получалось. И при помощи которых они, например, уничтожили Кременчугский нефтеперерабатывающий завод – крупнейший производитель топлива.
Слишком рано предсказывать, когда ракетные обстрелы России могут закончиться
У них есть еще и ракеты меньшего радиуса действия, и поражать какую-то критическую инфраструктуру на удалении порядка 100-150 километров от линии фронта, к сожалению, возможности у них тоже есть. Для иллюстрации: в городе Запорожье, например, последние несколько недель не фиксируются прилеты дозвуковых крылатых ракет, но этот город постоянно обстреливается комплексами С-300. И как заявляет наше Минобороны, у россиян к таким комплексам есть минимум 6000 ракет. Поэтому здесь, к сожалению, слишком рано предсказывать, когда ракетные обстрелы России могут закончиться.