Ссылки

Новость часа

"Президент сам решает, о чем хочет говорить". Николай Сванидзе и Игорь Каляпин – о своем исключении из Совета по правам человека


Какие вопросы задавали Путину члены Совета по правам человека и как он реагировал
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:10 0:00

Какие вопросы задавали Путину члены Совета по правам человека и как он реагировал

Президент России Владимир Путин исключил из Совета по правам человека при президенте России правозащитника Игоря Каляпина, журналиста-историка Николая Сванидзе, психолога и преподавателя Александра Асмолова и еще семь человек, позиция которых часто не совпадала с политикой Кремля. Среди тех, кто займет их место, будет, например, пропагандист Александр Коц – он открыто выступает за войну России против Украины, член президиума объединения "Свободный Донбасс" Елена Шишкина, называющая себя "депутатом парламента "ДНР".

В 2019 году Путин уже менял состав совета и поставил нового председателя. Тогда совет покинули такие люди, как независимый политолог Екатерина Шульман и глава правозащитной организации "Агора" Павел Чиков.

В комментарии Настоящему Времени Николай Сванидзе и Игорь Каляпин прокомментировали свое исключение.

Сванидзе: "Решили почистить совет от несогласных"

Журналист и правозащитник Николай Сванидзе в комментарии Настоящему Времени сказал, что решение об исключении из состава Совета по правам человека десятерых нелояльных Кремлю членов было ожидаемым.

– Эта история была абсолютно ожидаема. Это в тренде всего, что происходит в стране. Здесь удивляться не приходится. Это нормально по нынешним временам, к сожалению.

Дело в том, что предстоит встреча ежегодная совета с президентом. По-видимому, решили почистить совет от всех несогласных, непушистых, несговорчивых и противников войны.

Совет как таковой мало что мог, но мог поднять какие-то вопросы на встрече с президентом. Публично причем. И мог точечно помогать каким-то группам людей. С этим было все хуже и хуже по мере того, как совет становился все более ручным. Тем не менее какие-то возможности оставались, пока такие люди, как мои многоуважаемые коллеги и я, оставались, это имело смысл.

На встрече с президентом, если бы нам дали микрофон, я хотел поднять вопрос о дискриминации противников войны, о невозможности для них говорить, высказывать свою миролюбивую позицию. Об этом я хотел поднять вопрос – что это неконституционно.

Каляпин: "Президент сам решает, о чем хочет говорить"

Игорь Каляпин рассказал Настоящему Времени, что, убирая конкретных людей из совета, власти избавлялись от тем, которые не хотели обсуждать на уровне президента. Сам он на ближайшей встрече с Путиным планировал обсуждать противозаконность вербовки заключенных в частную военную компанию приближенного к президенту бизнесмена Евгения Пригожина.

– Уходили темы, исключались те или иные темы именно прав человека.

Приходили люди, иногда были даже, пожалуй, более активные и с более острыми выступлениями и занимались какими-то темами, важными, интересными, но не связанными с правами человека. И совет становился все меньше по правам человека, а все более походил на какое-то СМИ. К сожалению, это было так, и так это было устроено давно.

Понятно, что сейчас темы насилия в правоохранительной системе, пыток, чем я занимался, или тема систематических нарушений гражданских и политических прав, чем занимались Сванидзе с Евдокимовой, ушли из приоритетов.

А какие-то темы, которые будут поднимать военкоры так называемые, например – нарушения законов и указов президента, связанные с мобилизацией, материально-техническое обеспечение воюющих в Украине, – вот это сейчас будет в приоритете, в топе приоритетов.

Президент сам решает, о чем он хочет говорить.

**

В сентябре шесть членов Совета по правам человека при президенте России обратились к генпрокурору Игорю Краснову с просьбой разъяснить, на каком основании заключенные с неотбытыми сроками направляются в Украину для участия в "специальной военной операции". Этот запрос подписали ныне исключенные из СПЧ Александр Верховский, Наталия Евдокимова, Игорь Каляпин, Николай Сванидзе, а также правозащитники Ева Меркачева и Владимир Ряховский.

XS
SM
MD
LG