В Молдове уже два месяца идут антиправительственные протесты. Люди требуют отставки проевропейского правительства и дружбы с Москвой в обмен на российский газ. Власти заявляют, что за протестами стоит Кремль, возбуждают уголовные дела, проводят обыски.
Местные СМИ неоднократно писали и показывали, что некоторым людям за участие в этих протестах платят деньги. Журналистка Настоящего Времени Ирина Ромалийская побывала на одной из таких акций. По ее наблюдениям, люди могли выйти на протест по собственному желанию – в стране есть основания для недовольства граждан: в несколько раз выросли тарифы на газ и электричество, сильно подорожало практически все. Но признаки проплаченного участия в акциях тоже есть: многие отказываются говорить с журналистами, прячут лица, не могут сформулировать, почему они сюда пришли. Некоторых для участия в акции подвозят организованно.
К протестам людей призывает бизнесмен Илан Шор, лидер партии "Шор", известный также как муж российской певицы Жасмин. В 2017 году в Молдове его приговорили к семи с половиной годам лишения свободы по делу о краже миллиарда долларов из трех молдавских банков. Когда приговор был обжалован и дело рассматривалось в апелляционной инстанции, Шор смог сбежать в Израиль. В 2020 году Израиль отклонил запрос на экстрадицию Илана Шора. Однако после того как 26 октября США ввели санкции в отношении Шора, власти Молдовы надеются на его скорую выдачу.
В сентябре партия "Шор" заявила о начале бессрочных протестов с требованием проведения досрочных парламентских и президентских выборов.
Президент Молдовы Майя Санду открыто говорит, что Шора поддерживает Москва. Расследователи из организации RISE Moldova и "Центр "Досье" доказали, что за основной пророссийской партией в Молдове стоит Кремль: расследователи называют конкретных сотрудников ФСБ, раскрывают их схемы работы и делают выводы, что Кремль может ставить уже не на Додона, а на Илана Шора.
Один из авторов этих расследований, редактор RISE Moldova Владимир Тхорик раздобыл документы, подтверждающие информацию о том, как российские спецслужбы думают управлять Молдовой. Подробности он рассказал Настоящему Времени.
– В России сейчас обсуждают три сценария оккупации Молдовы. Первый – это частичная оккупация, занятие приднестровского региона. Если им удастся пройти еще через юг Украины. Слава богу, у нас еще есть защита в лице украинской армии, которая за всю Европу сражается с Россией.
Второй сценарий – это занятие Приднестровья и всей остальной Молдовы российской армией или российской администрацией, оккупация всей территории Молдовы.
И третий вариант, который рассматривается различными аналитическими группами ФСБ, – это переворот в Молдове с приходом к власти пророссийски настроенных местных молдавских политиков.
– Это выходит из аналитической справки, которую сделали спецслужбы?
– Это выходит из справки, которую сделала группа аналитиков, близкая к спецназу ФСБ.
– Вам кажется вероятным какой-либо из этих сценариев?
– Наиболее вероятный сценарий, который мы наблюдаем сейчас в Молдове, – это вероятность силового захвата власти на волне недовольства, справедливого недовольства населения из-за роста тарифов.
Напомню, что Молдова – самая бедная страна в Европе. И у этой самой бедной страны в Европе одно из самых дорогих электричество, очень высокие цены на газ: за последние полгода цены на газ выросли в шесть раз. Но никто не объясняет, почему выросли, никто не артикулирует людям, что цены на газ выросли, потому что сумасшедший Путин решил напасть на Украину.
Создался дефицит энергоресурсов из-за всей этой катавасии, которая происходит сейчас с нападением России, все идет наперекосяк во всех странах. Но местные оппозиционеры пытаются выдать рост тарифов, галопирующие цены свалить на нынешнюю власть. А у нынешней власти надежда одна – на Запад. Если Запад даст какую-то помощь, Молдова выживет, если нет – Молдова обречена. В принципе, как и Украина.
– Помощь – вы имеете в виду для того, чтоб не повышать тарифы, компенсировать это?
– Сдерживать, компенсировать, субсидировать тарифы. К сожалению, Молдова стала заложником коррупционных схем, которые внедряют тут как Запад, так и Россия.
– Молдова – заложник коррупционных схем, которые внедряют россияне с западниками. Что это за схемы?
– Например, никто до сих пор никто не прикрывал контрабандные потоки через Приднестровье из Украины в Евросоюз и обратно. Никто – ни западники, ни украинцы не прикрывали эти схемы, ни молдаване. То есть Молдова используется накротрафикантами как страна-транзит и используется контрабандистами вместе с Приднестровьем как зона для перепаковки товаров. Это все устраивало до последнего времени и Евросоюз, и россиян, и США.
– Какой прогноз: удастся ли этот госпереворот сделать?
– Мне хотелось бы, конечно, чтоб этот госпереворот провалился.
Вообще кто пытается устроить госпереворот? Есть заявление молдавской власти или намеки на то, что госпереворот пытается устроить Шор. Так что у нас тогда происходит? Одна группировка, которая участвовала в краже миллиарда долларов, – а Шора называют организатором – не я, а молдавское следствие: есть один из приговоров суда, который признает Шора виновным в краже миллиарда. Получается, что у нас объявленный в розыск преступник, мошенник, пытается сейчас вернуть свои рычаги влияния на правоохранительные органы Молдовы, которые были в подчинении его и его сателлита Плахотнюка десять лет до этого.
То есть мафия просто борется за влияние. Получается, это просто госпереворот организованной преступности, которая использует беднейшее население в своих целях.
– А удастся?
– Мы не знаем.