Выходцам из стран Центральной Азии, находящимся в России, продолжают приходить повестки в военкомат. Причем даже тем, кто не имеет российского гражданства. И таких случаев, по мнению правозащитников, все больше. В последнее время участились случаи, когда отправиться на войну принуждают иностранцев, отбывающих срок в российских тюрьмах.
Правозащитница и глава фонда "Тонг Жахони" Валентина Чупик рассказала Настоящему Времени, кому и как из мигрантов выдают повестки, как силовики применяют физическое насилие при попытке мобилизовать людей и как мигранты могут защитить свои права и отказаться от мобилизации.
– Если в начале мобилизации были случаи, что на войну в Украину призывали выходцев из Центральной Азии, но с российским гражданством, то теперь повестки получают даже те, кто не имеет гражданства России. Как много таких случаев, расскажите?
– И в начале войны, и сейчас лиц, не имеющих российского гражданства, активно пытаются вербовать на войну. Но сейчас новость состоит в том, что появились именно повестки и мобилизационные предписания людям, которые никогда российского гражданства не имели. У меня за последние сутки было четыре таких обращения, за предыдущие сутки было шесть таких обращений, и еще было одно обращение – 11 обращений, связанных с людьми, которые либо имеют условную судимость и не могут из-за этого выехать из России, либо отбывают наказание в российских исправительных учреждениях и поэтому не могут уехать.
Причем я считаю именно обращения, а физически людей было раза в два, наверное, больше. И их каждый раз принуждают, и каждый раз это физическое насилие. А в случаях людей, у которых условный срок, кроме физического насилия применяют еще угрозы превратить условный срок в реальный, отправить их в тюрьму, где их, опять же, будут бить и отправят на ту же самую войну. Но это только одна из групп.
Еще большое количество (их, наверное, уже человек 30) людей, которые имеют постоянную прописку в России на основании разрешения на временное проживание либо вида на жительство. Вот им тоже приходят повестки и мобилизационные предписания, и им их вручают либо под роспись на дому, либо им их кидают в почтовые ящики, либо им их вручают на работе. И таких случаев уже около трех десятков в последние дни.
– Но ведь по закону эту повестку должны вручать, насколько я понимаю, лично в руки?
– Лично в руки должны вручать, но это абсолютно не имеет никакого отношения к законности и вообще к тому, что происходит в России. В России происходит бог знает что. Людей просто задерживают на улице полицейские и сотрудники Росгвардии, избивают, пытают, прикладывая, например, электрошокер к половым органам, и требуют, чтобы человек расписался. И человек расписывается.
– Также есть случаи, когда граждан Центральной Азии, которые отбывают тюремное заключение, даже избивают, заставляя подписать контракт на службу в армии. Такие факты имеют место в Башкортостане. Что вам об этом известно?
– Обратился ко мне родственник одного из заключенных ИК-16 в городе Салават в Башкортостане, который сообщил, что его брата сильно избивают, заставляя его подписать контракт на добровольную службу в российской армии. Их там находится шесть граждан Узбекистана, и всех сильно бьют для того, чтобы они расписались.
– Скажите, как вести себя трудовым мигрантам, к которым приходят повестки? Ведь их всеми способами, порой обманом, пытаются заставить поставить подпись под контрактом. Насколько я знаю, к вам обращаются такие люди.
– Да, обращаются люди, которые, например, в миграционном центре в Сахарове пошли продлевать патент или просто сдавать обязательные медицинские анализы, и их там заставляют, не читая, подписывать огромные пачки документов и подкладывают им туда контракты на добровольную военную службу. Есть случаи, когда на работе заставляют людей расписываться в непонятных документах, которые впоследствии оказываются этими контрактами на добровольную военную службу. Это происходит в "Жилищниках". ГБУ "Жилищник" – это коммунальные службы.
– Почему они подписывают эти документы? Разве они их не читают? Что вы им рекомендуете в этих ситуациях?
– Вот представьте себе, человека заставляют, на него кричат: "Быстро распишись вот здесь, вот здесь, вот здесь…", и подсовывают на подпись огромное количество документов. Даже вполне грамотный, хорошо владеющий русским языком человек может элементарно не успеть прочесть, а тут мы имеем дело с людьми, плохо владеющими русским языком, находящимися под сильным психологическим давлением. И да, они подписывают, подписывают по глупости.
Рекомендую не подписывать того, чего вы не понимаете, всегда читать то, что вам дают на подпись, если вы этого не понимаете – фотографировать и отправлять мне, я скажу, стоит ли это подписывать. Если вы в чем-то – непонятно в чем – расписались, срочно уезжайте из России, потому что жизнь существенно дороже, чем упущенный вами в России заработок.
– Уже есть подтвержденные случаи, когда выходцев из Центральной Азии набирают на строительные работы в оккупированные Россией регионы Украины. Почему мигранты все равно туда едут? И что вы в таких случаях им рекомендуете?
– У меня есть такой кейс, он буквально был 5 октября, я почти плакала. Мне позвонили ребята, которых повезли в Мариуполь. Они просто в силу безграмотности своей не понимают, что Мариуполь – это территория Украины. И они поняли, где они находятся, когда в автобусах заехали на разрушенную абсолютно территорию, то есть они еще не доехали до Мариуполя, но до них что-то дошло.
Почему они подписались? Они все работали (их больше тысячи человек) на одном строительном объекте, им не платили зарплату. И какой-то их бригадир, неформальный лидер, сказал: а вот я знаю хорошую компанию, она при мэрии Москвы, они нас вывезут на работу, и там нам будут платить 100 тысяч рублей и все будет нормально. Ну и они хлынули, просто от отчаяния, сдуру, и поняли, что происходит тогда, когда увидели примерно ту картину, которую вы показываете сейчас.