Появились сообщения о первых отправленных в армию россиянах, призванных в рамках мобилизации, объявленной Путиным 21 сентября. Жена призванного из Липецка рассказала "Медиазоне", что ее 45-летнего мужа "отправляют на линию фронта с Донбассом" после одного дня обучения. По словам Татьяны Доценко, ее муж получил повестку в пять утра 22 сентября и к семи утра пошел в военкомат. Около 10:30 два автобуса мобилизованных повезли в Белгородскую область. Татьяна рассказала, что "учения были один день", а в воскресенье ее муж сообщил, что их отправляют на линию фронта: его отправили в 237-й танковый полк, а призвали как гранатометчика. Других сообщений об отправке мобилизованных на фронт пока не поступало.
Украинский военный эксперт Роман Свитан в эфире Настоящего Времени рассказал, действительно ли могут мобилизованных на прошлой неделе уже отправить на фронт и поможет ли это российской армии.
— Можно ли сейчас верить сообщениям и допускать, что мобилизованных в среду, четверг и пятницу уже сейчас отправляют на фронт?
— Технически это возможно, так как в течение всей службы и после службы военнообязанные должны проходить определенные сборы так называемых резервистов. И это сборы плановые, они проводятся раз в три, пять или семь лет – в зависимости от той ВУС [военно-учетной специальности], которую имеет военнослужащий. Те военнослужащие российской армии, которые проходили эти сборы резервистов в этом году, проходили медкомиссию, проходили боевые стрельбы. В принципе, этих военнослужащих можно на второй день после мобилизации сразу отправлять на фронт, так как они в этом году уже прошли сборы и считаются подготовленными.
По тому, что мы видим в первой волне, которая сейчас идет на доукомплектование частей, которые выведены из зоны боевых действий и укомплектовываются вновь прибывшим составом, мы видим этих резервистов, которые уже в этом году как минимум прошли сборы резервистов в России.
— А что с военной точки зрения значит тот факт, что этими людьми доукомплектовывают, как вы говорите, те подразделения, которые сейчас уже есть на линии фронта или рядом с фронтом? Это как-то влияет на наступательные или оборонительные способности этих подразделений?
— Это нормальная практика в любой армии – доукомплектование. Единственное, что после доукомплектования они должны пройти еще боевое слаживание. Но боевое слаживание можно проводить уже и недалеко от линии фронта, может быть, и на самой линии фронта. Естественно, есть моменты, связанные с тем количеством людей, которые будут введены на доукомплектование.
Если, допустим, подразделение потеряло более 50% личного состава, доукомплектовываются более 50% личного состава, то это подразделение нельзя считать боеспособным, пока не пройдет полный этап боевого слаживания на определенных полигонах. Но этого времени, естественно, нет у россиян, поэтому, скорее всего, эти подразделения в таком неготовом виде будут сразу отправлять на фронт, так как фронт для россиян сейчас действительно рыхлый, плотность войск там очень маленькая. Есть определенные опасные направления для российских войск – украинские войска наступают довольно таки успешно. Потому они, скорее всего, будут неготовыми подразделениями сразу закрывать бреши фронта, будет много потерь.
— Они не готовы, потому что не прошли это боевое слаживание, или есть еще какие-то причины, почему они не смогут эффективно обороняться?
— Не готовы и потому, что они не провели боевое слаживание, и доукомплектование может быть неполным или не тем составом. То есть тех же гранатометчиков будут использовать в другом качестве.
Очень много таких моментов, на которые в боевой обстановке внимание не обращают, но именно невыполнение таких указаний и распоряжений, как правильно должно быть укомплектовано, проведены слаживания, проведены боевые стрельбы, – если этого не происходит, то, естественно, это подразделение, попадая на поле боя, сразу может быть отминусовано в полном составе.
— Телеканал "Дождь" в выходные сообщал, что Кремль планирует провести три волны мобилизации, последняя закончится 10 ноября. Призвать в армию на эту войну якобы собираются 1 миллион 200 тысяч человек. Объясните, этим людям будет чем воевать?
— Миллион человек они однозначно не призовут, тем более до ноября, это просто нереально. Мобилизационная система России не модернизирована. Максимум, что она может произвести, – это сто тысяч в месяц, а то и меньше – 50-70 тысяч в месяц. Миллион и больше – это пока голословные заявления. Общий мобилизационный ресурс россиян – около 15 миллионов. Но их призвать можно за несколько лет, подготовить и вооружить.
А самый правильный вопрос – вооружить нечем. Практически все боеготовое вооружение уже на линии фронта, оно уже отминусовывается нашими украинскими войсками. Естественно, эти люди могут выполнять только задачи доукомплектования каких-то подразделений либо выполнять полицейские функции внутри фронта: стоять на блокпостах, проводить какие-то фильтрационные мероприятия. Вряд ли они будут вооружены. Но тут надо просто понимать цифры, которые сейчас озвучиваются.
Если по-простому объяснить, что сейчас происходит, – это как накачивать лопнувшее колесо, лопнувший скат. Если хорошая дырка в скате и она выпускает много воздуха, то сколько ты его ни накачивай – не накачаешь. Скорость сейчас отминусовывания российских войск дошла до уровня от роты до батальона в сутки – от 100 до 500 человек в сутки.
— Потому что у них нет оружия, чтобы отвечать украинской артиллерии?
— Нет, немножко не так. Дело в том, что нельзя мясом воевать против железа. Сейчас идет война мяса и железа. Украинская армия сейчас нашпигована железом – у нас очень много боеприпасов, у нас есть хорошее натовское оружие – а с российской стороны идет просто мясо. Против взрыва мясом эту брешь не закроешь. Контрбатарейная борьба практически везде россиянами проигрывается, так как натовская артиллерия как минимум на 10 километров дальше и точнее в том числе.
Мы можем доставать до 50-70 километров фронта и Excalibur, и HIMARS. Прожаривать всю ширину фронта до дивизионного уровня. Поэтому они просто не успевают попасть на передок: они погибают, еще не увидев ни одного украинца. Они погибают от железа, которое украинцы высыпают им на голову еще до того, как они вообще даже попадут на доукомплектование.