Украина получит от США реактивные системы залпового огня HIMARS M142, которые давно просит. Об этом сообщили источники Reuter и France Press, ранее Джо Байден написал, что американские власти продолжат помогать Украине финансово и оружием, но только пока война продолжается в границах этой страны.
В Киеве говорят, что без таких систем, способных стрелять с расстояния в десятки километров, ВСУ не могут эффективно оборонять Донбасс и планировать освобождение уже оккупированных территорий. В Вашингтоне же опасались, что украинская армия этими ракетами будет наносить удары по территории России, а это, в свою очередь, может привести к непредсказуемым последствиям.
Бывший посол США в России Майкл Макфол написал в твиттере, что Киев получит ракеты увеличенной дальности, но не способные наносить удары вглубь России. Газета Washington Post со ссылкой на высокопоставленного американского чиновника сообщила, что Украина получит РСЗО с ракетами к ним дальностью стрельбы до 70 километров, а не до 300. Аналитики при этом считают, что если Украина получит установки и ракеты к ним с радиусом действия в 70 км, то все равно это вдвое больше радиуса того оружия, которое есть у Украины сейчас.
О каких ракетных системах, которые ждет Киев от США, идет речь и как это изменит ход войны, в эфире Настоящего Времени рассказал бывший замначальника штаба ВМС Украины, эксперт Центра оборонных стратегий Андрей Рыженко.
— Прежде всего мы ожидаем систему M142 HIMARS – это американская система залпового огня. Она была разработана в 80-е годы на основании более тяжелой системы, которая называлась M270 MLRS, она на гусеничном ходу.
Система HIMARS имеет автомобильное шасси, она в два раза меньше. По боекомплекту она гораздо легче, чем предыдущий тяжелый образец. Она может перебрасываться на самолеты, ее можно доставлять на борту десантного корабля. Она действительно имеет очень продвинутое ракетное вооружение – как управляемое, так и неуправляемое. Ее дальность стрельбы минимальная составляет 45 километров, ракеты – калибра 277 мм.
На платформе HIMARS имеется шесть неуправляемых ракет, которые могут выстреливаться, поражать цели на континентальной части какой-то территории. Благодаря точности стрельбы ожидается, что это как минимум в два раза увеличит боевые возможности Вооруженных сил Украины. Но также необходимо добавить, что на том же самом шасси другой комплектации эта же самая система HIMARS может стрелять и оперативно-тактической ракетой, про которую шел спор. Дальность там – до 300 километров.
У нас есть оккупированные территории Украины, освобождение которых будет требовать наличие таких ракет. Я думаю, что это все может быть оговорено в ходе дискуссии на высших военно-политических уровнях. Насколько я знаю, у Соединенных Штатов Америки были такие вопросы по тому, чтобы действительно эта система не применялась на территории России.
Но это не в первый раз, когда высказывается такая озабоченность. Такие же вопросы поднимались и перед поставками других систем на территории Украины. Кроме того, там даже вводились определенные ограничения, и современные технологии позволяют это сделать, особенно в том, что касается, например, программного обеспечения. Это сделать достаточно просто, возможно ввести такие ограничения.
Опять же, и вчера это повторили официальные представители Соединенных Штатов Америки, во всем, что касается освобождения территории Украины, Украина будет полностью иметь возможность использовать такие системы. Мы их ожидаем, они действительно серьезно усилят наши ударные возможности вместе с теми 155-миллиметровыми артиллерийскими системами, которые в виде орудий либо самоходных установок также поступают к нам на вооружение.
— Почему в данном случае важна дальность стрельбы?
— Иногда приходится, например, уничтожать объекты в тылу противника: склады боеприпасов или пункты управления, или те же самые порты, в которых проводится разгрузка военной техники. Они могут находиться на достаточно большом отдалении. Как раз для Украины эта дистанция в 300 километров вполне устраивала бы. Плюс надо понимать, что Россия использует системы залпового огня – это "Град", "Ураган", "Смерч".
— А какая дальность стрельбы у этих систем?
— В основном это до 40 километров. Хотя, например, система "Смерч" может стрелять и на 120 километров. Но их, правда, у России немного. Основная масса – это "Грады". Их дальность стрельбы составляет от 20 до 40 километров – в зависимости от применяемого снаряда. То есть то, что будет преимущество в дальности стрельбы, позволит наносит удары по противнику, а самому быть вне дальности поражения его ракет. Это очень хорошо.
— Кулеба, Зеленский и военные аналитики говорят, что предоставление этих ракетных систем Украине – это фактически условие, которое делает возможным украинское контрнаступление. Вы можете объяснить, если украинская армия сможет поражать цели на расстоянии 70 километров, как это, условно, влияет непосредственно на линию фронта?
— Первое – это то, что дальность будет больше, чем у противника. То есть можно будет спланировать огневые позиции и сосредоточить достаточное количество огневых средств в ударе. Это позволит уничтожить критические объекты противника – это склады боеприпасов, пункты управления, это тяжелое вооружение: артиллерия, ракеты, системы ПВО. В результате деморализовать его и потом уже вести наступление.
В принципе, это классика ведения какой-либо наступательной операции – сначала идет огневое воздействие. Другое дело, что его порядок может быть разный – так, как было в годы Второй мировой войны, и так, как делает сейчас Россия: просто засыпает неуправляемыми бомбами все впереди по своему фронту. Либо так, как это делается на Западе: наносятся высокоточные эффективные удары. И это оружие как раз позволит нам действовать вторым способом. Для первого способа у нас нет сил – количество таких средств поражения у нас в десятки раз меньше, чем у россиян, и боеприпасов тоже гораздо меньше.
Как раз такой новый подход, в какой-то степени даже асимметрический за счет применения новых технологий, им незнаком. Ожидается, что он позволит достичь успеха. То есть нанести огневой удар, продвинуться вперед, освободить территории.
— Правильно ли я понимаю, что эти ракетные системы – это именно системы для точечных ударов, а не огонь из "Градов", когда это просто поливание огнем всего впереди?
— Да. Выявляется точно цель, ее координаты, наносится удар с высокой точностью. То есть для поражения объекта нужно гораздо меньше боеприпасов – нужны одна-две ракеты, а не 15-20, как в "Граде".
Недавно выступал замначальника Главного оперативного управления [Украины], он приводил интересные цифры. Например, если при уничтожении понтонных переправ на востоке старые системы 152 мм требовали 40-50 снарядов, то новые системы 155 мм за счет точности требуют 10-15 снарядов. Точно такая же арифметика и тут.
— А когда такие поставки возможны? Не успеют ли российские военные уже установить системы ПВО в Херсонской области или в Запорожской к тому моменту, когда такое оружие поступит в Украину, и не смогут ли они такие ракеты сбивать?
— Теоретически, конечно, возможно воздействие систем ПВО по таким ракетам, особенно системы "Панцирь". Нужно просто ее выявить. А, как показывает практика, выявить ее очень сложно. Необходимо, чтобы комплекс находился в полной боевой готовности к открытию огня, тогда это возможно. Но это необходимо, чтобы личный состав постоянно находился за пультами, была запущена вся техника. А это сложно обеспечить.
Я думаю, что решение сейчас принято, дискуссии прошли. Учитывая, что сейчас техника поставляется очень быстро со стороны Соединенных Штатов. Я думаю, что это вопрос ближайших недель.
— А что сейчас с "Байрактарами"? Такое ощущение, что мы сейчас видим гораздо меньше видео с тем, как "Байрактары" поражают российскую технику, чем видели раньше.
— Мне неизвестно, что сейчас с "Байрактарами". Я тоже давно их не видел в районе острова Змеиный – я знаю, что там россияне активизируются. Я думаю, что есть какой-то определенный план на них. Я недавно слышал, что даже наши балтийские друзья собирают средства на покупку этих "Байрактаров".
— Речь идет про Литву, которая собирала деньги на один "Байрактар"?
— На один, да. Он показал свою эффективность. Я знаю, что даже, например, Вооруженные силы Германии собираются покупать у Турецкой Республики эти системы. Хотя раньше все шло наоборот: Турецкая Республика покупала у Германии лицензии и так далее. Конкретно ситуация по "Байрактарам" мне сейчас неизвестна. Это закрытая информация, я думаю, в любом случае.
— Как вы думаете, Украина продолжает покупки этих беспилотников?
— Я думаю, что продолжает. Была информация в открытых источниках, что несколько систем продолжало поступать. Понятное дело, что проводится противодействие противнику по этим беспилотникам. Если мы уже уничтожили порядка 700 беспилотников противника, то, вероятно, у нас есть тоже потери. Но я думаю, что они восполняются. Эффективность системы подтверждена как для борьбы с сухопутными бронированными целями, так и с морскими.