В Запорожье вчера наконец доехали автобусы с людьми, которых удалось вывезти с "Азовстали". Выехать на подконтрольную украинским войскам территорию смогли 156 человек. Сегодня эвакуация людей из Мариуполя должна продолжиться.
Одним из тех, кто вчера встречал эвакуационные автобусы с "Азовстали" в Запорожье, был Иван Голтвенко, директор по персоналу комбината. Сегодня в эфире Настоящего Времени он рассказал о том, как проходила эвакуация, а также откуда на комбинате бомбоубежища и как люди смогли там продержаться более двух месяцев.
— Можете ли вы подтвердить цифру в 156 человек, что именно такое количество вчера смогло добраться до Запорожья? Известно ли вам, кто эти люди?
— Да, 156 человек, из них 20 детей различного возраста, действительно вчера прибыли наконец-то в Запорожье. Часть из них являются нашими сотрудниками, но большая часть – это мирные жители. Почему большая часть – мирные жители? Потому что, как уже мы не раз заявляли, компания "Метинвест" приняла решение с первых дней войны открыть проходные на территорию комбината и дать возможность всем жителям находиться в бомбоубежищах на территории комбината "Азовсталь", которых много и которые были спроектированы на совесть и на славу.
К сожалению, вчера был праздник со слезами на глазах, потому что, с одной стороны, мы встретили долгожданных людей, которые более 60 дней не видели ни света, ни солнца. И они нам рассказывали эти страшные истории, дословно говоря, что не могли и носа выставить за двери бомбоубежищ, потому что ни на секунду не прекращались обстрелы. А со слезами на глазах – потому что люди рассказывали страшные ужасы о том, что очень много еще осталось на территории комбината мирных жителей и, конечно, военных. Только благодаря действиям Вооруженных сил Украины эти люди оставались живы. Последние полтора месяца военные приносили еду, потому что еды уже не оставалось, и те запасы, которые были в бомбоубежищах, исчерпались. И военные, рискуя своей жизнью, приносили еду.
Люди нам поведали страшную историю о том, что, к сожалению, Российская Федерация абсолютно не соблюдает никакие договоренности, о которых она заявляет всему миру и международным организациям. Украинские военные как только доставили, рискуя своей жизнью, первую группу людей в количестве 156 человек к автобусам русским, сразу же начались обстрелы русских снайперов и начала работать русская артиллерия по тем местам, откуда люди вышли. Россияне посмотрели, откуда выходят люди, и открыли огонь.
Более того, этих людей повезли на восток, в поселок Безыменное, где на протяжении трех суток они находились в так называемых фильтрационных лагерях, где они переходили из палатки в палатку, давали показания, их допрашивали, проверяли телефоны, задавали различные провокационные вопросы. И, пользуясь тем, что люди находятся в состоянии аффекта, пытались брать на камеру какие-то комментарии. Мы видели, что очень много непонятных людей давали очень странные комментарии, не соответствовавшие действительности.
Люди поделились информацией, что часть из эвакуировавшихся не прошли так называемую фильтрацию. Что стало с этими людьми – неизвестно, им не дали возможности дальше ехать в сторону Запорожья.
Вот такие страшные вещи вчера нам озвучили. Поэтому, я говорю, с одной стороны, очень радостно видеть, что все-таки удалось спасти группу людей. Но очень горестно слышать, при каких обстоятельствах это происходило и сколько людей еще осталось.
— Вчера и в выходные российские государственные каналы сообщали о том, что сколько-то людей решили остаться на территории так называемой "ДНР". Может быть, речь про этих самых людей, которые не прошли фильтрацию?
— Нет. С одной стороны, люди большой период находились в информационном вакууме, потому что буквально на четвертые сутки были перебиты все электролинии и отключена мобильная связь. Люди, находясь в информационном вакууме, не понимали, что происходит, какие усилия предпринимает украинская власть, дипломатия и вооруженные силы, чтобы помочь людям выбраться.
А российская пропаганда все это время активно работала. Я тоже видел достаточно много видеосюжетов из Безыменного с рассказами о том, что украинские военные держали их в заложниках и так далее. Вчера людям в Запорожье специально международные СМИ задавали эти вопросы, чтобы лишний раз доказать всему миру, что это полная ложь.
Я вчера слышал один из роликов из Безыменного, где пожилая женщина рассказывала, что ее внука заставляли копать окопы на заводе. Я, как сотрудник комбината, просто не представляю тех мест, где можно копать окопы среди бетонных сооружений и дорог. Поэтому это все нацелено только лишь на внутренний рынок пропаганды Российской Федерации, а также тех людей, которые далеки от реальности, далеки от Украины и Мариуполя.
— Можно ли сейчас понять, сколько еще людей остается в этих подземельях "Азовстали"?
— Со слов тех людей, которые выбрались, даже в тех бомбоубежищах, из которых они выходили, оставалась еще где-то наполовину людей. Но украинские военные не могут перемещаться безопасно по территории, чтобы уведомить все точки нахождения людей. Это защитные сооружения, которых достаточно много.
— Что значит "осталось наполовину людей"?
— Дали очень небольшое время, чтобы люди выбрались. Часть людей смогли выбраться, а часть людей не смогла выбраться в силу возраста либо состояния здоровья, и [они там] остались.
— Можно оценивать это количество человек?
— По разным оценкам, это может быть и 200, и 400, а, может быть, и еще больше.
— Эти 156 человек, которые выехали, – это именно все те, кто был на "Азовстали"? Или это еще какие-то люди, которых собирали эвакуационные автобусы в других оккупированных городах и поселках?
— Нет, в других городах, к сожалению, абсолютно не давали собрать людей. Более того, в день эвакуации специально была отключена мобильная связь, интернет, даже их "Феникс" ("Феникс" – мобильный оператор временно оккупированных территорий Донецкой области Украины – НВ), чтобы люди не знали про эвакуацию и время движения автобусов. Но часть людей из Бердянска также смогли присоединиться и выехали на своем транспорте. Это дополнительно люди, которые прибывали на протяжении вчерашнего дня и вечера. А 156 человек – это те люди, которые приехали на автобусах, которые мы сейчас видим.
— Как возможно, что на территории завода "Азовсталь" в течение двух месяцев продолжают укрываться люди? Откуда на заводе такие подземные объекты, которые позволяют там прятаться даже от ударов с воздуха?
— Комбинат "Азовсталь" был построен и запущен в 1933 году. И на протяжении своей истории перестраивался, модернизировался с технологической точки зрения. Соответственно, основной период строительства завода пришелся на советский период, когда активно двигалась холодная война. И в тот период все промышленные предприятия, которые должны функционировать в период боевых действий, обустраивались защитными сооружениями, то есть бомбоубежищами. А поскольку предприятие большое – 11,5 квадратных километра, численность предприятия более 10 тысяч человек, – то защитных сооружений было построено большое количество.
Я не буду называть цифру и расположение, по понятным соображениям. Но скажу так, что они были построены на славу азовстальцами, как мы видим. И в 2014 году, когда впервые была попытка захвата Мариуполя российскими оккупантами, компанией "Метинвест" было принято решение восстановить бомбоубежища в проектное состояние, полностью привести в работоспособное состояние системы вентиляции, обеспечить сухпайками, водой и всем необходимым.
Но все бомбоубежища рассчитываются на то, что люди должны укрыться на кратковременный период – на период какого-то авиаудара. Никто не мог предположить, что "Азовсталь" станет аналогом Сталинграда или Брестской крепости, что "Азовсталь" будут штурмовать в полной блокаде более 60 дней без остановки и людям нужно будет находиться в бомбоубежищах все это время. Как вы видите, люди находятся, можно сказать, в подвале и не выходят на свет ни на минуту.
— Когда вы делали запас сухпайков, воды, то на какие сроки рассчитывали?
— Было рассчитано на 14 дней. Но то, что мы знаем от людей, первоначально они питались три раза в день. Но понимая, что они не знают, сколько будут находиться там, уменьшали количество приемов пищи и по итогу сводили до одного раза в день для взрослых и три раза в день для детей. И только благодаря военным, которые стали приносить им дополнительно еду каждые сутки, они смогли выжить весь этот период.
— Гендиректор завода Энвер Цкитишвили заявлял, что бомбоубежища "Азовстали" могут выдержать даже прямой ядерный удар. Можете объяснить как?
— Энвер Цкитишвили говорил о том, что бомбоубежища по нормам рассчитаны на то, что они будут функционировать в период активных боевых действий. И часть из них построена гораздо ниже уровня земли, то есть ниже нулевой отметки, с хорошими плотными металлическими дверьми.
Но поймите, что можно выдержать один удар, два удара, но не 60 дней подряд. И я бы не хотел сейчас хвастаться и дразнить врага, который и так ищет какой-то повод, чтобы обосновать свою невозможность захвата, или дразнить его, чтобы разъярить еще больше и заставить его все-таки покорить "Азовсталь", которая является фортом, удерживает войска в Мариуполе, не давая продвигаться по Украине. А Украина не дает продвигаться им по Европе. Поэтому я бы тут не распространялся в некоторых вещах, а только лишь сочувствовал и переживал за наших людей и молился за них.
— Известно ли вам, смогут ли сегодня люди выехать из "Азовстали"?
— Неизвестно. Как я говорю, любые договоренности не соблюдаются. Все, что заявляет российская сторона, она не соблюдает. Мы в очередной раз дали оповещение по нашим каналам связи с людьми, находящимися и в Мариуполе, и в близлежащих поселках. Мы будем надеяться, что получится и этот коридор заработает дальше. И вчерашняя наша маленькая победа по эвакуации мариупольцев будет не единичной, а будет первым шагом.