Бывший депутат Госдумы Илья Пономарев находится в Киеве. Он говорит, что нет времени спускаться в бомбоубежище, так как много работы, и рассказывает о том, что происходит вокруг украинской столицы. По мнению Пономарева, даже в российском правительстве чиновники не были готовы к войне России с Украиной. Он считает, что происходящее в Украине обязательно вызовет появление новых политических сил, а режим Путина рассыпется. Об этом Илья Пономарев рассказал в эфире Настоящего Времени.
"Одна из основных опасностей в Киеве сейчас – работа диверсионных групп"
— Я не спускаюсь в бомбоубежище. Так же невозможно ни жить, ни работать. Мы запустили наш телеканал, который работает на Россию, и, наверное, мы стали единственным русскоязычным СМИ, которое работает из Украины на россиян, называется "Утро февраля". Мы работаем непрерывно и на всякие сигналы тревоги внимания не обращаем. В этом смысле нас гораздо больше тревожат диверсионные группы, которые периодически проявляются в городе. Особенно много их было в первые дни. Потом многих выловили. Сейчас ожидается новая волна, поэтому тут меры безопасности достаточно сложные и тяжелые.
Город очень большой, тяжелые бои идут в основном на окраинах. У меня, к сожалению, уже очень много друзей и знакомых погибло в ходе этих боев. Для нас эта война носит не теоретический, а очень практический характер. У моих родственников разбомбили дом – в него попал кассетный боеприпас, поэтому мы точно знаем, что это правда. Мы видели, сфотографировали все, что там было в этой деревне – это по Житомирской трассе, по западному направлению от Киева. Приехали россияне на танках и из нескольких домов, где еще были люди, вывели людей и расстреляли вместе с местным батюшкой. Все было абсолютно так, как это происходило в 1942 году. Именно зачистили этот поселок, потому что там потребовалось разбить временную базу для дальнейшего наступления. И они предпочли решить вопрос именно таким образом.
Зато позавчера украинские части добились победы на северо-западном направлении, освободили пригороды Киева, отбросили российские части достаточно далеко. Там очень много погибло россиян, потому что очень много было окружения. Опять-таки, это то, что мы знаем не из сообщений СМИ, а от прямых наших друзей и знакомых, которые участвовали в этой операции, видели все своими глазами. Мы, к сожалению, не можем многого выдавать в эфир по причинам безопасности. Нас просят украинские силовики этого не делать, потому что это может помочь наступающим российским частям.
Последние попытки наступления на Киев были с востока в районе Броваров. Там тоже российская армия понесла большие потери. И сейчас в последние два дня ситуация стабилизировалась, наступление фактически захлебнулось. Хотя именно работа диверсионных групп в последние два дня считается одной из основных опасностей в городе.
"Режим будет рассыпаться. Дороги другой нет"
— Вы в прошлом депутат Госдумы России, сейчас живете в Киеве. Известно ли вам, какая реакция на все происходящее у российского истеблишмента? С кем-то вы поддерживаете контакт? Что вам эти люди говорят? Как они отреагировали на то, что Владимир Путин начал войну с Украиной?
— Я бы хотел уточнить, я себя позиционирую как украинского предпринимателя, но российского общественного деятеля. В Украине я никакой политикой не занимаюсь, а в России я политикой продолжаю заниматься, являюсь членом Постоянного комитета Форума свободной России и участвую в большом количестве политических инициатив у нас на родине. Естественно, связей очень много, контакты есть. Как депутат я большую часть людей знаю из российского руководства.
На мой взгляд, там все в абсолютном охренении находятся от всего того, что происходит. Информация про готовящуюся войну была очень у маленького количества людей, поэтому никто был не готов, конечно, прежде всего правительство, так называемые системные либералы, которые теперь не знают, куда от всего этого деться. Некоторые уже побежали, как мы видели по заявлению Дворковича, например, видели, как шатается Набиуллина. Довольно большое количество людей, которые пытаются куда-то спрятаться. Вы видели, как генеральные директора всех авиационных вещей – "Аэрофлота", "Победы", Шереметьево – пытаются сбежать. Журналистская сеть посыпалась, особенно те, кто был с опорой за границей. Побежали не только все журналисты-международники, но уже и внутренние журналисты тоже начали бежать.
Я думаю, что этот режим будет рассыпаться. Дороги другой нет, просто необходимо какое-то время на осознание. Я всем говорю и вам тоже скажу, что Владимир Путин физически как человек не переживет следующий Новый год.
— Россия за последние годы пережила достаточно много знаковых и важных вещей, после чего люди могли бы выходить на улицы. Но не выходили. Почему они, по-вашему, выйдут сейчас?
— Они и не должны выходить на улицу. Я вообще считаю, что это дурацкая история в нынешней ситуации – выходить на улицу. Это путь не политический, но диссидентский. Он вызывает уважение, сочувствие. Я очень уважаю тех людей, которые безоружные в этой ситуации полицейщины выйдут на площадь, но с точки зрения результата это бессмысленно. Потому что все, что можно сделать, как говорил Владимир Путин, это "получить дубинкой по голове и, мерно цокая копытами, удалиться вдаль". Вот это то, чего можно достичь. Причем вдаль – это в СИЗО, в КПЗ на 30 суток, а то и с уголовными делами, которые будут появляться.
Смысл для любого человека – совершать политическое действие тогда, когда простой человек присоединяется к какой-то силе. Не к слабости, а к силе. На данный момент на российском политическом рынке, если можно так цинично говорить, сила одна – это Владимир Путин. Но происходящее в Украине обязательно, неизбежно вызовет появление других политических сил. Почему я говорю про вооруженную историю – потому что сила должна демонстрировать, что она сила. Это не люди, которые призывают других людей идти на заклание – "не пойти ли нам и сесть". В Индии был такой пример у Ганди, когда была нехватка тюрем и очень большое количество людей. И можно было призвать: "Давайте забьем все тюрьмы собой, и они сдохнут, потому что им будет некуда сажать". Но в России эта история не пойдет, потому что нас слишком мало для этого как населения, а тюрем, соответственно, слишком много, они рассчитаны на четверть населения. Поэтому эта тема не пройдет.
Но как только будут появляться вооруженные граждане, которые реально будут показывать, что они готовы за свои взгляды умирать... Почему в свое время Стрелков-Гиркин смог захватить город Славянск с пятьюдесятью человеками? Потому что они были единственные, кто был готов применять оружие, кто был готов сам проливать как чужую, так и, что очень важно, свою кровь, которые были готовы идти до конца. Это вызвало консолидацию вокруг них определенной части жителей Донбасса. То же самое будет в России.