Власти Алматы озвучили механизм возмещения убытков предпринимателям, которые пострадали во время массовых протестов и беспорядков в начале января. Власти города подчеркнули в разговоре с предпринимателями, что подобная мера поддержки применяется впервые за всю историю независимости Казахстана и бизнесу готовы помочь не только налоговыми послаблениями, кредитными каникулами и освобождением от уплаты коммунальных услуг. Но предприниматели благодарности не испытывают: их не устраивает как предложенный властями механизм компенсации, так и то, сколько они получат.
В общей сложности в Алматы во время январских беспорядков пострадало свыше 1600 субъектов бизнеса, общий ущерб, который они получили, составил свыше $146 млн. Телеканал "Настоящее Время" уже рассказывал несколько историй владельцев магазинов, которые пострадали от мародеров:
Изначально власти объявили пострадавшим предпринимателям, что никаких денежных компенсаций они, в принципе, не получат: речь шла только об административных мерах поддержки. Но после нескольких бурных встреч представителей правительственной комиссии с пострадавшими предпринимателями их позиция изменилась.
"Нам еще нужно доказать, что мы пострадали, да? У меня бутики сожжены дотла! Вы понимаете, как мы пострадали?" – кричала на встрече одна предпринимательница.
В итоге представителям малого и среднего бизнеса власти Алматы все-таки пообещали денежную компенсацию. Меры поддержки крупного бизнеса (если они вообще будут) пока еще только прорабатываются.
Механизм оказания помощи бизнесу власти предлагают следующий. Бизнесменам, пострадавшим от мародеров, обещают возместить месячный доход, но высчитываться он будет, исходя из налоговых показателей. Причем за основу будет взят период карантина, когда прибыли у большинства предпринимателей либо не было вообще, либо она была минимальной.
"Второе полугодие 2020-го и первое полугодие 2021 года, – объясняет Максат Нурахаев, член региональной комиссии по возмещению ущерба (Алматы). – Оборот из него высчитывается средний и будет делиться на 12. Месячный оборот вам будет высчитан как сумма к возмещению".
Предприниматели с этой методикой начисления компенсаций не согласны. Салтанат Джамилева – владелец двух бутиков женской одежды в Алматы, они были полностью разграблены во время беспорядков. Нанесенный ее бизнесу ущерб Салтанат оценивает в $68 тысяч и говорит, что возмещение лишь одного месячного дохода ее бизнес не спасет.
"Если сравнить товары за месяц и объем товара, который у нас здесь стоял, у нас нет такого, чтобы мы привезли товар и тут же его продали, – объясняет Салтанат Джамилева. – Мы 30% товара продали и столько же потом завезли. А основная масса товара стоит. Они этого не учитывают".
К тому же чтобы получить полную сумму компенсации, Салтанат придется предоставить документы на весь товар, который был украден. Этого она сделать не может: статус индивидуального предпринимателя не обязывает ее работать только по накладным.
Помимо возмещения месячного дохода, власти Алматы также обещают предпринимателям вернуть деньги, которые те потратили на ремонт помещений после погромов. Что касается пострадавшего оборудования, то его стоимость будут определять специальные оценочные комиссии, но это касается лишь тех случаев, когда оборудование было повреждено. Если же оно было просто украдено, то доказать убыток предпринимателям будет гораздо сложнее. Также власти уже предупредили бизнесменов об уголовной ответственности, если они подадут недостоверные сведения об украденном или поврежденном имуществе.
"Имейте в виду: те суммы, которые вы заявляете, вы за них несете ответственность, и вы не можете их увеличивать значительно, – подчеркивает Айтуар Кошмамбетов, директор палаты предпринимателей Алматы. – Есть погрешность, которая допустима. Но если вы в десять раз, в двадцать раз завышаете, вы можете быть привлечены к соответствующей ответственности, имейте в виду".