В нескольких городах Казахстана третьи сутки идут масштабные протесты. Сначала жители вышли на улицы из-за повышения цен на сжиженный газ более чем в полтора раза, с 70 до 120 тенге за литр, однако постепенно их требования приобретают все более политический характер. Они призывают искоренить коррупцию и кумовство, начать строительство фабрик и заводов, сократить безработицу. Люди также скандируют "Старик, уходи": этот лозунг часто звучит на митингах по отношению к Нурсултану Назарбаеву. Несколько человек вышли на улицу с баннером "Без Назарбаевых!".
Днем 5 января протестующие пошли на штурм здания городской администрации Алматы. Полицейские пытались остановить их светошумовыми гранатами, однако этого сделать не удалось. В итоге демонстранты захватили здание.
Ранее президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял отставку правительства во главе с премьер-министром Аскаром Маминым. Токаев возложил на ушедшее правительство ответственность за повышение цен на газ, подчеркнув, что кабмин не справился с одной из своих основных задач – сдерживанием инфляции. По словам президента, особая вина за допущение протестов в Казахстане из-за повышения цен лежит на министерстве энергетики, а также на компаниях "Казмунайгаз" и "Казахгаз".
Настоящее Время ведет прямой эфир происходящего:
Около трех тысяч человек в Жанаозене продолжают стоять на площади, требуя отставки правительства. Более сотни человек во вторник были задержаны в Алматы, Шымкенте и Нур-Султане.
Пытаясь погасить протесты, власти Казахстана уже объявили о снижении цен на газ более чем вдвое, до 50 тенге за литр. Одновременно президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал участников протестов "не следовать призывам деструктивных лиц", которые якобы заинтересованы "в подрыве стабильности и единства нашего общества".
"Обращаюсь к молодежи: не портите свои жизненные пути, не отравляйте жизнь близким. Все законные просьбы и требования с вашей стороны будут внимательно учтены, будут приняты соответствующие решения", – заявил Токаев в своем обращении.
Четвертого января в Казахстане были перебои с интернетом: к этому способу власти регулярно прибегают во время массовых протестов в стране.
Глава фонда "Либерти" Галым Агелеулов в интервью Настоящему Времени подчеркивает, что за резким повышением цен на газ стоят интересы правящих элит Казахстана, прежде всего семьи первого президента страны Нурсултана Назарбаева. Однако измученные двухгодичным "ковидным" экономическим кризисом потребители не могут и не хотят платить за газ больше (в Казахстане он используется не только для отопления, но и в автомобилях). Видя, что власть их не слышит, они массово вышли на улицы: сначала на западе Казахстана, где идет основная добыча, а потом и в других регионах.
"Народ в Казахстане устал от авторитарного правления, которое не считается с гражданским обществом, не дает именно гражданам страны реализовать свое право на управление страной. Оно просто подавляет гражданские инициативы, – объясняет Галым Агелеулов. – Потому что нынешней власти не нужна гражданская нация. Им нужны зависимые подданные, которые просто работают в их нефтяных компаниях и обслуживают элиту".
"На самом же деле нынешние власти прекрасно могут снизить цены на газ, потому что все в их руках. Контроль за нефтью и газом в Казахстане принадлежит семье Нурсултана Назарбаева: это муж его средней дочери Тимур Кулибаев, это предполагаемый муж старшей дочери Назарбаева Дариги Кайрат Шарипбаев", – подчеркивает политолог.
Агелеулов предполагает, что рост цен на газ для потребителей в Казахстане, вероятно, произошел из-за того, что компании, которые контролируют Шарипбаев и Кулибаев, продают за наличные деньги добываемый в Казахстане газ на Оренбургский газоперерабатывающий завод в России. Он подчеркивает, что с продажи этого газа не платятся налоги в Казахстане.
"Сумма составляет в районе $750-850 миллионов, об этом говорил внук президента Назарбаева. Соответственно, все эти откаты идут за счет снижения поступлений в бюджет Казахстана, которые он должен был получать за счет продажи казахстанского газа", – отмечает эксперт.
Политолог отдельно подчеркивает, что у нынешнего протеста в Казахстане нет явного лидера, и говорит, что во многих городах протестующие выступают коллективно. Их настроения никто не подогревает "извне", как это пытается представить Токаев и другие представители власти.
"Активных лидеров сразу же задержали, как это произошло в Атырау с Максом Бокаевым, который пользуется поддержкой. Но в Жанаозене нет явного лидера, там люди выступают коллективно и не выдвигают кого-либо в лидеры, потому что знают, что будут репрессии. Конечно, за тридцать лет слой публичных лидеров гражданского общества в Казахстане активно уничтожался властями: я имею в виду людей, которые публично выступают за политические реформы, за демократизацию", – говорит Галым Агелеулов.
Акция протеста в Жанаозене началась 2 января, на нее пришли сотни местных жителей. Ночь они провели на городской площади, 3 января там собралось уже свыше тысячи человек. Протест поддержали в разных городах Казахстана: Актау, Алматы, Актобе, Уральске, Таразе, Шымкенте, Кокшетау и Нур-Султане. Согласно распространяемой в соцсетях и мессенджерах информации, самые многочисленные митинги проходят в Актау (там собралось порядка 16 тысяч человек) и в Жанаозене – около 10 тысяч протестующих. В Актау протестующие установили на площади палатки и юрту. В город прибыли также жители соседних регионов, в том числе из Актобе и Уральска.