Бывший президент Украины Петр Порошенко, которому накануне в Украине объявили подозрение в государственной измене, сообщил, что находится за границей, но вернется в Украину в январе. Об этом он рассказал в опубликованном в соцсетях видео. По его словам, он сейчас проводит встречи с политиками в Варшаве и вернется домой, но по своему графику, "а не по графику мощного сценариста видосиков Владимира Зеленского".
Порошенко официально объявили подозрение в государственной измене 20 декабря. Деятельность экс-президента расследуют в рамках дела "о преступной схеме поставок угля с временно оккупированных территорий и содействии террористическим организациям "ЛНР" и "ДНР" группой граждан Украины". В сентябре – ноябре 2021 года по этому же делу проходили народный депутат от ОПЗЖ Виктор Медведчук и бывший министр энергетики Владимир Демчишин. По версии следствия, Киев во времена президентства Порошенко неофициально покупал уголь у пророссийских сепаратистов Донбасса.
Действия экс-президента, по мнению следователей, могут подпадать под ч. 1 и ч. 3 ст. 258-5 (финансирование терроризма), ч. 1 ст. 111 (государственная измена) и ч. 1 ст. 258-3 (создание террористической организации) УК Украины.
Почему это дело открыли именно сейчас, в те дни, когда обсуждается возможное нападение России на Украину, Настоящему Времени рассказал политолог Николай Давыдюк.
— Западная пресса продолжает писать о планах российского вторжения, США рекомендуют своим гражданам не ездить в Украину, но такое впечатление, что внешних угроз в Украине не видят – там занимаются внутренними разборками. Так многие считают. Вы с этим согласны?
— Не до конца, потому что часть внутренних проблем – это в большинстве геополитика. И сказать, что это исключительно внутриполитические шаги – тоже неправда. Если сейчас будут всплывать факты сотрудничества Порошенко с кумом Путина, понятно, что это тоже будет российская связка. И это как раз таки будет по большому счету чисто российский трек. И это еще раз докажет влияние России, в том числе на самых главных политических улицах Украины, в данном случае улице Банковой. Это первый момент.
Второе – было сказано, что для многих это стало новостью, но на самом деле это расследование журналиста "Украинской правды" Севгиля Мусаева – ее главного редактора – еще за 2016 год. На самом деле тогда уже об этом говорили. Но понятно, что при власти Порошенко никто бы этому делу не дал ход. А сегодня Зеленский, и тут с вами нужно частично согласиться, в том числе ради внутриполитического трека, но не исключительно, достал эти материалы и пытается закрутить свою историю по поводу сотрудничества Порошенко, Медведчука. И в данном случае будут говорить еще о фамилии Ахметов, с которым у Зеленского достаточно затяжной конфликт.
— Материалы были опубликованы в 2016 году. Владимир Зеленский у власти два с половиной года. Почему именно сейчас, когда страна находится под серьезной угрозой, происходит развитие этого дела?
— На самом деле если документы по Порошенко раскрылись через пять лет, примерно через столько же откроют и документы по Зеленскому, и тогда мы узнаем всю правду. Но я думаю, что Зеленский понимает в том числе участие Порошенко в дестабилизации внутри страны, и он где-то пытается себя прикрыть. Второе – это явно часть избирательной кампании на второй срок. А третье – я думаю, что Зеленский хочет занять нишу Порошенко – такого государственника, который может быть на правой нише, на потребительской нише, а чтобы туда войти, нужно разрушить имидж Порошенко как суперультрапатриота, которым он на самом деле часто и не являлся, хотя эту нишу смог очень легко возглавить, в которой он чувствует себя достаточно комфортно. Поэтому Зеленский много в чем расчищает для себя электоральное поле. Возможно, он не персонально на него зайдет, возможно, туда зайдут некие субпроекты, лояльные к Зеленскому, но тем не менее он пытается миф Порошенко о том, что он суперпатриот и защитник армии, немного разрушить.
— Может ли быть связано то, что ход этому делу дали именно сейчас, с тем, что антирейтинг Зеленского сейчас впервые превысил антирейтинг Порошенко?
— Я думаю, что любой президент, пребывая на улице Банковой, получает свой антирейтинг – хочет он этого или не хочет. Криминальные дела точно не снижают антирейтинг и не поднимают рейтинги в разы. Да, этим можно играться, корректировать. Но Зеленский пытается, с одной стороны, пойти на запрос общества насчет посадок, второе – борьбы с олигархами.
— А в украинском обществе есть запрос на какие-либо посадки бывших президентов?
— Не только бывших президентов, но и самых больших коррупционеров – точно. И Зеленский выиграл с большим бордом, который ему все еще сегодня вспоминают: "Придет весна – будем сажать". Он обыграл известную украинскую поговорку. И все говорят: "Уже третья весна идет, а никто не сидит. Давайте хотя бы кого-то посадите". И он пытается в этой канве сегодня действовать.
Я согласен много в чем с Владимиром Фесенко, что не факт, что он дойдет до посадки в СИЗО или даже в тюрьму. Он по большому счету будет пытаться играть в нежного диктатора, диктатора-демократа, что якобы правила восстанавливает, порядок наводит, но не сажает. Медведчук – яркий тому пример. Олигарх Жеваго, который сидит на яхте в нейтральных водах в Дубае, – в Украине миллиарды гривен не раздал, вкладов своим вкладчикам – просто взял улетел и нормально себя чувствует. Но не участвует в политической жизни страны, хоть и имеет информационный канал. Примерно такой стиль поведения уже нарисовался.
И РНБО украинское, которое действует последний год, – яркий тому пример, каким образом Зеленский сформировал свою жесткую политику, когда он в пятницу вечером их наказывает, а в понедельник оказывается, что все живы. Но население довольно, потому что этих негодяев всех унизили, показали, накричали, пальцем помахали. В принципе, им этого достаточно.
— На руку ли Владимиру Путину преследование Петра Порошенко в Украине?
— У Путина много игроков, с которыми он дружит в большей или меньшей степени, играет. Понятно, что Порошенко – это больше кейс Суркова, а Сурков сегодня чуть-чуть отодвинут с первых ролей в комнате Путина, соответственно, и Порошенко с Медведчуком отошли. Башни Кремля между собой воюют, каждая из них имеет своих представителей тут. Сейчас более сильно в Киеве представлена группа Фирташа – Левочкина, которые имеют больший вход и доступ к самому Зеленскому. Но тем не менее они тоже пытаются ввести свое влияние, тоже пытаются демонстрировать то, что они могут. И этот трек – не исключение. Это борьба прокремлевских групп за влияние Кремля на этой территории. Поэтому они между собой ведут тоже достаточно жесткую борьбу, в том числе с применением сил самого государства Украина.