Жителей России начали прививать еще одной вакциной, "ЭпиВакКороной", в регионы уже поступили первые дозы для прививки. Однако уже после объявления о начале вакцинации участники клинического исследования препарата опубликовали открытое письмо министру здравоохранения Михаилу Мурашко с призывом организовать независимое от Роспотребнадзора исследование вакцины. В ходе самостоятельного расследования трое авторов письма установили в эксперименте, что ни в одном из исследованных случаев у привитых не вырабатываются нейтрализующие антитела.
А во вторник, 23 марта, от коронавируса привился президент России Владимир Путин. Правда, в отличие от многих зарубежных политиков он не стал делать этого перед камерой, и Кремль не уточнял, чем именно.
Профессор Высшей школы экономики, специалист по клинической эпидемиологии Василий Власов рассказал Настоящему Времени, стоит ли опасаться новой российской вакцины и может ли у россиян вскоре выработаться "коллективный иммунитет":
— Как вы считаете, почему российский президент Путин не стал вакцинироваться, как другие лидеры государств – открыто, и даже не сообщил, какой вакциной?
— Я думаю, что, во-первых, потому что у Владимира Путина есть достаточно других способов обеспечить свою безопасность.
А, во-вторых, возможно, Владимир Путин посчитал, что ему нет необходимости привлекать к вакцинации своих фолловеров. Борис Джонсон привлекает своих фолловеров, Опра Уинфри привлекает, а Владимир Путин решил, что пока не надо, но теперь вакцинировался.
Все-таки надо понимать, что вакцинация – это дело не только политическое, но еще и личное. У человека могут быть предпочтения самые разные. Те люди, которые говорили с корреспондентами на улицах, они продемонстрировали, что эти соображения могут быть самые разные.
— Скажите, пожалуйста, что вам известно об эффективности "ЭпиВакКороны"? Есть версия, что от вакцины вырабатываются антитела, которые неэффективно одолевают коронавирус.
— Правильно сказать, что в отношении "ЭпиВакКороны" существует много подозрений, но не существует никакой серьезной информации, которую можно было бы обсуждать. То, что наблюдали люди, опубликовавшие это письмо, и то, что пишут биологи и аналитики, – это все-таки основания для опасений, но не основания для серьезных суждений.
— А то, что количество людей, на которых испытывают эту вакцину, в 10 раз меньше, чем количество людей, на которых испытывали, например, вакцину "Спутник V", – это не опасения?
— Это одно из опасений, но подчеркнем, что если препарат обладает очень низкой эффективностью или очень высокой эффективностью, то тогда она может быть доказана на относительно небольшом количестве людей. Это, правда, не касается безопасности. Для проверки безопасности необходимо включение в испытания большого количества людей.
— Вице-премьер Татьяна Голикова накануне поделилась ожиданиями достичь коллективного иммунитета в России – привить к августу почти 69 миллионов человек. Как вы считаете, насколько это реально, учитывая, что сейчас привито всего лишь 4% населения страны.
— Соображения о возникновении коллективного иммунитета являются в значительной мере спекулятивными. Никаких оснований предполагать, что он сейчас в России существует или может возникнуть в ближайшее время, конечно же, нет. Теоретические соображения говорят, что при такой эффективности вакцин, которая есть сейчас, необходимо для того, чтобы возникли существенные изменения в развитии эпидемии, привить более 80-90% населения. Это совершенно недостижимые цифры. Разговоры о коллективном иммунитете как цели, они сейчас лишены смысла, впрочем, как они были лишены смысла и полгода назад.