В декабре правительство России распорядилось заморозить цены на сахар и подсолнечное масло. Килограмм сахара в магазинах должен стоить не дороже 46 рублей, а литр масла – не дороже 110. В магазинах действительно можно найти сахар и масло по этим ценам, даже на копейку дешевле, но это один или два бренда из товарной линейки, остальное – дороже. При этом продукты по зафиксированным ценам есть только в крупных сетях, в других магазинах они продаются по цене рынка.
Цены на два базовых продукта в России заморозили за день до большой пресс-конференции Владимира Путина. На обсуждение мер по сдерживанию цен правительство потратило всего неделю. Разрабатывать эти меры начали 9 декабря, после того, как Путин на совещании по экономическим вопросам, разумеется, транслируемом по федеральным каналам, потребовал от правительства отреагировать на рост цен.
"А вот рост на базовые продукты питания… Это пандемией не объяснишь, при чем здесь пандемия-то? Значит, сахарный песок. Министр сельского хозяйства докладывал: внутреннее производство достаточно, чтобы покрыть внутренние потребности. Ну а почему цены-то выросли? На 71,5%. Ну слава богу, здесь стабилизация происходит определенная. А подсолнечное масло 23,8%. Продолжает расти. Это динамика цен на мировых рынках и попытка подогнать цены на внутренних рынках под мировые", – заявил тогда Владимир Путин.
Заявления президента вызвали у участников рынка недоумение. Сахар и масло – это продукты, которые по всему миру продаются на бирже. Аналитики рынка рассказывают: кроме неурожая сахарной свеклы в этом году, цены на сахар в России взлетели и из-за падения цен на нефть – курс рубля рухнул, а на биржах и сахар, и масло торгуются в валюте.
"Как формируется цена на сахар? Вы покупаете сырье, сахарную свеклу. Из этой сахарной свеклы производите сахар. Так вот сырье покупается из тех текущих цен, которые на данный момент есть на рынке. Если осенью ожидали, что цена будет 46-47 рублей, вы свеклу покупали из этой цены. Вам приходят и говорят: вы должны продавать не по 46-48, при которой вы планировали некоторую рентабельность, а по 36. А у вас себестоимость сахара, потому что вы свеклу покупали дорогую, она выше", – говорит Вадим Гомоз, руководитель аналитического центра Sugar.ru.
36 рублей – это цена, по которой по соглашению о заморозке цен сахар должны продавать производители. Оптовая цена на масло зафиксирована на уровне 95 рублей.
Но заморозка цен так и не остановила их рост. По данным Росстата, на последней неделе декабря розничные цены на сахар и масло почти на 5 рублей превышали заявленные правительством, но в феврале рост усилился. Оптовая цена на сахар, например, достигла отметки в 44,5 рубля за килограмм – на 8,5 рубля выше указанной в соглашении. Такая же ситуация и с маслом.
"Оптовые цены на масло сырое, они сейчас достигли 100 тысяч рублей за тонну, соответственно, ста рублей. При такой оптовой цене на нерафинированное неочищенное масло у вас оно в бутылке на полке должно стоить рублей 160-170 рублей, не меньше – рафинированное. В то же время цена у нас зафиксирована на 110 рублей за тонну. Если наши предположения, оценки верны, производители, продавая по этим ценам, теряют по 50 рублей с каждой бутылки. Так долго продолжаться не может, либо эти поставки по этим ценам просто прекратятся, либо это регулирование просто закончится. Продавать в убыток долгосрочно никто не может", – считает Андрей Сизов, директор аналитического центра "Совэкон".
Заморозка цен усилила их рост, но обрушила производство. Объем производства сахара, по официальным данным, в январе относительно декабря упал на 70%, а выпуск рафинированного масла сократился на 26%. В оптовых компаниях объясняют, что заводы не перестали изготавливать продукты – они просто перестали их продавать.
"Производители просто ограничивают продажу, и ему выгоднее не продавать, чем продавать в убыток. Есть производители, которые использовали некие инструменты, чтобы обойти закон, как они считают. Они говорят, да, цена 38 рублей, но по такой цене есть 5 тонн продукции. А потребность у тебя в 105 тонн продукции. И тебе заявляют, что, кроме этого лимитированного объема, следующая цена уже не 38, а 42", – говорит Виталий Олейничук, директор оптовой компании в Краснодаре.
Производители сейчас ведут некую такую итальянскую забастовку
Заморозка цен вынудила часть производителей уйти в режим ожидания, говорят аналитики. Новые контракты поставок сейчас просто не заключаются.
"Производители сейчас ведут некую такую итальянскую забастовку. То есть формально что-то пытаются выполнять и поставлять по этим зафиксированным государством ценам добровольно-принудительно. Но при этом осуществлять поставки по минимуму, выжидая тех времен, когда это регулирование будет снято и можно будет продавать по нормальным рыночным ценам", – считает Андрей Сизов, директор аналитического центра "Совэкон".
Сейчас российские сахар и масло поехали на сопредельные рынки, в основном в Казахстан. О том, что заморозка цен приведет к дефициту двух продуктов, в феврале заявили даже в Счетной палате России. Аналитики отрасли этот дефицит прогнозируют на середину лета, когда распродадут все запасы от прошлого урожая. Все излишки по ценам, которые выше установленных правительством, уже уехали за границу.
"Вот в чем проблема Казахстана – в том, что мы подошли к ситуации, когда у нас под конец сезона будет критичное количество запасов. Как и 4-5 лет назад, когда цена перед 1 августа каждый раз росла. И экспорт в Казахстан, естественно, увеличивает риск того, что цена в июне-июле поднимется", – уверен Вадим Гомоз, руководитель аналитического центра Sugar.ru.
"То, что сетям велели держать цены на таком уровне, а производителям велели цены держать на сяком уровне, это уже большой удар по российскому сельскому хозяйству и большой удар по российской пищевой промышленности. Сетям говорят: не стройте новые магазины, продавайте поменьше сахара, не берите вообще вот этот дешевый сахар на свои полки, берите лучше нерегулируемый тростниковый. Производителям масла говорят: не стройте новые заводы, зачем вам их строить, к вам придет кто-то и будет требовать вас зафиксировать цену на вашу продукцию. Это путь в одну сторону, это путь в сторону Венесуэлы, это путь к отсутствию этих продуктов на полках, это путь к очередям, к физическому дефициту", – считает Андрей Сизов, директор аналитического центра "Совэкон".
В российском Минпромторге уже заявили, что продлевать заморозку цен правительство не намерено – нынешние меры действуют до 1 апреля. И это еще может уберечь российский рынок от продуктового дефицита.