Может ли кино изменить реальность? Документальный фильм "Запрещенные дети" Евдокии Москвиной – редкий пример такого взаимодействия. Режиссеру удалось найти пятерых русских девочек в курдском лагере военнопленных на границе Ирана и Сирии и в июне 2019 года добиться их воссоединения с семьей в Чечне. В ноябре того же года фильм был показан в женевской штаб-квартире ООН.
Родители девочек были среди тех сотен выходцев из стран бывшего СССР, которых завербовала экстремистская группировка "Исламское государство" и которые уехали жить на территории, подконтрольные боевикам в период с 2013 по 2017 год.
Пятерым сестрам – Петимат, Малике, Зайнап, Рукият и Айше Ульбиевым – пришлось пережить войну и голод. Когда их родители погибли во время бомбежек в 2018 году, младшей было около года, а старшей едва исполнилось 12 лет. Осиротевшие девочки оказались в лагере военнопленных "Аль-Холь" вместе с тысячами других женщин и детей, захваченных победителями на территории Сирийского Курдистана и контролируемой курдами.
Фильм "Запрещенные дети" доступен на сайте до 1 марта.
На момент съемок картины судьба русских детей, забытых в Сирии после разгрома "ИГ", не интересовала почти никого, кроме их родственников. В одном из интервью, посвященном выходу картины, Москвина говорит, что содействия от властей было добиться непросто: "Анна Кузнецова (уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ), когда к ней пришли говорить о девочках, сказала, что впервые слышит о них и в их спасении участвовать не собирается. Хотя я точно знаю, что досье на девочек лежало у нее на столе задолго до этого. Помощники Кузнецовой каждый раз сбрасывали мои звонки".
Проблемой занималась чеченская правозащитница Хеда Саратова, и уже затем о детях в своих соцсетях написал Рамзан Кадыров, и только после его личного обращения к президенту РФ российские власти обратили более пристальное внимание на болезненную проблему детей и женщин, оказавшихся в тюрьмах и лагерях Сирии, Ирака и Курдистана.
Создательница фильма, журналистка и режиссер Евдокия Москвина уже много лет последовательно исследует проблемы исламского мира. Прежде чем поступить на курс документалистики СПбГуКит, она закончила философский факультет и защитила диплом по теме "Положение женщины в исламском обществе".
Свой кинодебют "Ранняя осень в горах" она сняла в Дагестане, а игровую картину "Тучки небесные" (2012) – в Чечне. Короткометражка рассказывала трагическую историю беременной жены террориста-ополченца. Ее предыдущий документальный фильм-расследование "Невесты ИГИЛ" был посвящен женщинам, которые добровольно принимали решение уехать в халифат, и тем, кому удалось спастись из плена.
Первоначально Москвина собиралась снимать о Русской гуманитарной миссии в Сирии, но в процессе работы столкнулась с историями русских детей, привезенных и рожденных на территории халифата. После разгрома "ИГ" в 2017 году многие из них оказались в лагере "Аль-Холь".
Обстоятельства спасения выглядят почти невероятными – у режиссера не было с собой ничего, кроме имен и фотографий девочек. Эти данные кажутся бесполезными в лагере, где все женщины от мала до велика с ног до головы закутаны в черное.
В окружающем хаосе режиссер одного за другим встречает русскоговорящих детей и, наконец, по чистой случайности заговаривает с двумя девочками, которые, кажется, знают тех, кого она ищет. Дети очевидно испуганы и отвечают на вопросы уклончиво, лишь за пределами лагеря Москвина узнает, что встретила двух старших сестер Улибиевых, поскольку они написали о встрече с незнакомой женщиной своим дедушке, бабушке и тете.
Позже режиссер расскажет, что ее героини жили в атмосфере постоянного страха. Даже в момент освобождения из лагеря они до последнего были уверены, что их везут не к родной тете, а собираются продать в рабство. Их страхи были не напрасными – многие дети исчезали бесследно за пределами лагеря.