Сбежавшие год назад из Китая этнические казахи Мурагер Алимулы и Кастер Мусакан получили статус беженцев на исторической родине. Об этом сообщил их адвокат. Теперь беженцы готовятся к следующему шагу – получению казахстанского гражданства.
Новость о получении статуса беженцев этнические казахи Кастер Мусакан и Мурагер Алимулы получили от своих адвокатов в минувшие выходные. Сейчас они находятся в Талдыкоргане. От комментариев журналистам пока отказываются. Говорят, что необходимо дождаться приезда адвокатов. По словам Бауыржана Азанова, одного из адвокатов Мусакана и Алимулы, статус беженцев им предоставлен на один год. Он будет продлеваться каждый последующий год уполномоченным органом на основании заявления беженцев. Эти процедуры им необходимо проходить до тех пор, пока Мусакан и Алимулы не получат другой статус.
"Статус беженцев дает возможность получить впоследствии уже другой статус, который называется статус лица без гражданства. И на основании этого удостоверения – лица без гражданства, апатрида – они в течение пяти лет могут заявлять ходатайство уже о получении гражданства республики Казахстан", – сообщил Бауыржан Азанов, адвокат Кастера Мусакана и Мурагера Алимулы.
Денис Дживаго, правозащитник, занимающийся вопросами миграции, считает, что выдача статуса беженца Мусакану и Алимулы доказывает притеснение этнических меньшинств в Синьцзяне. Но, по его мнению, официально Казахстан этот факт признавать не будет. Дживаго надеется, что в дальнейшем лица, ищущие убежище в Казахстане, смогут рассчитывать на поддержку.
"Понятно, что выдав статус беженца, государство уже признает какие-то опасения, которые заявляли лица, ищущие убежище, и где-то признало эти опасения достаточными для предоставления статуса беженцев. Будем исходить из того, что все-таки пришло понимание, что выдача статуса беженца – это все-таки гуманитарный акт, не акт доброй воли, не направленный на желание ухудшить отношение с соседним государством. То, что им дается статус беженца, не означает, что Казахстан хочет испортить отношения с какими-то другими странами", – считает правозащитник.
14 октября 2019 года два этнических казаха без документов бежали из Китая. Сначала они рассказали журналистам в Алматы о давлении и пытках в Синьцзяне и только потом добровольно сдались казахстанским властям. В тот же день адвокат Бауыржан Азанов подал первое ходатайство о предоставлении статуса беженцев Мусакану и Алимулы. Во время следствия они рассказали о причине бегства: в Синьцзяне им грозило тюремное заключение в лагере, и поэтому они решили просить убежище на исторической родине – в Казахстане.
Ранее с просьбой о предоставлении статуса беженца к казахстанским властям обращались еще четверо этнических казахов. Среди них – Сайрагуль Саутбай. Ее заявление комиссия не удовлетворила. Она уехала в Швецию, где получила статус беженца. Трое других казахов – Кайша Акан, Багашар Маликулы, Тлек Табарикулы – все еще ждут решение чиновников. Им заявили, что "из-за введенных в связи с распространением коронавируса карантина и ограничений рассмотрение заявлений откладывается".
Как китайские власти тестируют идею полицейского государства в богатом нефтью регионе Синьцзян, коренные жители которого – этнические уйгуры, казахи и кыргызы: