Беларусь – одна из немногих стран в мире и единственная в Европе, где не введен карантин, а власти не признают эпидемии коронавируса. Гражданам рекомендуют мыть руки и носить маски, но не в очень строгой форме. Никаких ограничительных мер в стране нет. Возобновились занятия в школах, проходит чемпионат по футболу, продолжаются репетиции парада на День Победы, а на 25 апреля запланирован республиканский субботник.
При этом, по официальной информации на 20 апреля, от коронавируса в Беларуси умер 51 человек, а всего было зарегистрировано 6264 инфицированных. 92 человека находятся на ИВЛ. Цифры прироста заболевших Минздрав Беларуси не сообщал последние три дня (журналисты ожидали их с пятницы). И с каждым новым заявлением чиновников и у журналистов, и у простых белорусов возникает все больше оснований не верить официальной статистике.
Что говорят цифры по количеству заболевших в Беларуси и откуда они берутся
В Минздраве называют ситуацию с коронавирусом "контролируемой", однако с самого начала эпидемии с публикацией данных в ведомстве были проблемы.
На брифинге 14 апреля замминистра здравоохранения Елена Богдан заявила, что ежедневно в стране регистрируется 340-360 новых случаев COVID-19, и эти цифры "меняться не будут". Основываясь на данных трех дней, Богдан спрогнозировала, что такая ситуация продлится в течение "примерно двух-трех недель".
Однако уже на следующий день в стране выявили 447 новых случаев, далее – 476, а 16 апреля – рекордный прирост в 575 новых случаев коронавирусной инфекции. После этого, по данным на 17 апреля, Беларусь обогнала Украину, где карантинные меры были гораздо более жесткими, и стала второй среди постсоветских стран по уровню заболеваемости COVID-19. В стране на тот момент было зарегистрировано 4204 пациента с коронавирусом. Но вводить карантин и отменять массовые мероприятия власти по-прежнему отказывались.
После этого трое суток белорусский Минздрав вообще не сообщал данные о количестве заболевших. И только 20 апреля министерство опубликовало новую статистику, признав, что за два дня молчания врачи зарегистрировали более 500 человек с диагнозом COVID-19, за прошлые сутки – 457, то есть в полтора раза больше прогнозов Елены Богдан.
"Вы сами держите свою жизнь в своих руках"
Пока Минздрав молчал, президент Лукашенко посетил пасхальное богослужение в небольшой церкви в Минской области. Этот визит состоялся несмотря на то, что и православные, и католические священники просили белорусов воздержаться от посещения храмов во время праздников.
На фотоснимках и видео из церкви видно, что никто, включая самого президента, не был в маске.
В церкви Лукашенко заявил, что считает верными свои действия относительно коронавируса и карантина:
"Я сейчас не вижу, что мы в чем-то ошиблись. Пока. Всякое может быть. Но даже вы, люди вроде не настолько вовлеченные в этот процесс, видите, что белорусы поступили правильно. Я исходил из того, что вы сами держите свою жизнь в своих руках и лучше ею распорядитесь, нежели я или, может быть, Господь", – заявил он.
Белорусский президент также озвучил новый "способ лечения" коронавируса: "Вчера мне врачи сказали, что при ультрафиолете, солнечном свете, вирус погибает", – заметил Лукашенко. И призвал людей не сидеть дома, а выходить и дышать "свежим воздухом".
Ранее в марте, когда эпидемия только начиналась, Лукашенко для профилактики коронавируса советовал вовремя завтракать, обедать и ужинать, а также ходить в баню и пить водку. Позже, когда число заболевших начало расти, он называл ситуацию с пандемией COVID-19 "психозом" и заявлял, что в Беларуси от коронавируса никто не умер и не умрет:
Резко президент высказывался и о тех, кто умирал от коронавирусной инфекции. Комментируя смерть 75-летнего витебского актера Дашкевича, Лукашенко, в частности, сказал: "Ему завтра 80 лет будет. Чего ты ходишь по этой улице, тем более работаешь?"
Калькуляторы для Минздрава
В последние недели в Беларуси все больше жителей отмечают связь между пренебрежением, которое демонстрирует к коронавирусу Лукашенко, и тем, как к эпидемии относится Минздрав Беларуси. Многие высказывают мысль, что ведомство может либо скрывать реальную статистику заболеваемости, придерживаясь линии президента, либо специально сообщать ее таким образом, чтобы максимально запутать тех, кто проявляет к ней интерес, и отвлечь их внимание. Журналисты неоднократно отмечали нестыковки в данных, предоставляемых Минздравом.
В белорусском интернете шутят, что разобраться в данных Минздрава, которые он публикует в телеграм-канале, могут только криптографы. На сайте ведомства найти какую-либо статистику просто невозможно.
"Министерству здравоохранения Беларуси приходится невыносимо сложно в подсчетах заболевших COVID-19. Данные, которые публикует Минздрав, иногда выглядят как ребус, а порой и вовсе не сходятся с прошлым днем. Предлагаю скинуться и купить калькуляторы в министерство", – иронично отмечает белорусский стендап-комик Дмитрий Нарышкин. Он инициировал сбор денег для Минздрава на краудфандинговой платформе – "на покупку вычислительной техники" для ведомства.
На самом же деле, по словам Нарышкина, все собранные деньги должны пойти не на калькуляторы для чиновников, а на закупку средств индивидуальной защиты для белорусских медиков.
Не добавляют ясности и другие действия белорусских чиновников от здравоохранения. Так, по приказу Минздрава, с 16 апреля пациенты с легким и бессимптомным течением болезни и нетяжелыми пневмониями должны лечиться дома. Но сколько таких людей в стране – неизвестно, и ведомство эту цифру не называет.
Белорусская ассоциация журналистов, а также популярный в стране портал TUT.BY еще в марте призвали власти давать максимально полные данные о ситуации с коронавирусом в стране и соблюдать законное право граждан на информацию. Но эти обращения ни к чему не привели. В государственных медиа о ситуации с коронавирусом в стране говорят сдержанно, в основном лишь то, что масок и тестов хватает, уровень медпомощи в стране очень приличный, принимаемые меры эффективные, а все остальное – "коронапсихоз".
Кто поможет белорусам
Несмотря на отношение властей Беларуси к эпидемии и ее демонстративное непризнание, многие жители страны проявили сознательность. Они самоизолировались, меньше выходят на улицы, носят маски и соблюдают дистанцию в общественных местах. Кафе и рестораны закрываются из-за отсутствия посетителей, а не по приказу властей.
20 апреля после продленных на две недели каникул у белорусских школьников началась последняя учебная четверть с очными занятиями в классах. Правда, родители формально имеют право не отпускать детей на уроки, написав заявление. И многие собираются это сделать.
Анна Северинец, чьи двое детей-школьников обучаются дома, рассказала Настоящему Времени, что решение властей о возвращении в классы стало шоком для родителей, поэтому многие написали заявления об отказе посещать школу: "Настолько это было неожиданно на фоне растущих цифр, подтвержденных случаев заражения. Никто не ожидал этого на самом деле. И мы были в полной растерянности. Я даже не разозлилась, я так растерялась. И, в общем-то, в этом состоянии растерянности я нахожусь до сих пор".
Известно также, что в стране более 400 заболевших коронавирусной инфекцией медиков. Государство пообещало поддержать их финансово. Однако самую большую и видимую помощь врачам и медперсоналу на данный момент оказывают не связанные с властями волонтеры. Гражданские активисты создали инициативу BYCOVID-19, благодаря которой собирают деньги на средства индивидуальной защиты и необходимое оборудование для врачей.
Некоторые рестораны переключились на приготовление обедов для врачей и медперсонала. Помогает медикам также частный бизнес.
Глядя на все это, в соцсетях белорусы задаются вопросом: зачем в таком случае государство, если оно не может даже толком посчитать заболевших?