В Иркутской области 12 июля – день траура по жертвам наводнения, которое случилось в конце июня сразу в нескольких районах области. По последним данным, в нем погибли 25 человек, около 600 были ранены. Своих домов и имущества лишились сотни семей, и почти все говорят, что почти не получили никакой помощи.
Телеканал "Настоящее Время" рассказывает несколько историй тех, кто сумел выжить в большой воде, но потерял почти все.
Семидесятилетняя пенсионерка не хочет называть своего имени. Она инвалид второй группы. До наводнения она жила в Тулуне в многоквартирном деревянном доме-бараке, который власти признали аварийным еще в 1984 году. В этот раз во время наводнения вода дошла до второго этажа. Формально дом устоял. Фактически жить в нем и даже заходить внутрь нельзя: жильцы боятся, что он может рухнуть в любой момент.
Пока жителей временно переселили в местную школу, но вопрос о постоянном жилье повис в воздухе. В мэрии жителям дома сказали: на рассмотрение вопроса о переселении уйдет как минимум месяц.
Женщина рассказывает, что вода поднималась так быстро, что во время эвакуации она успела взять с собой только документы и таблетки. Сейчас у нее нет ничего: вода унесла практически все вещи. А совсем скоро в Иркутской области начнутся заморозки, а за ними придет зима.
"Все вещи, вся обувь... Что я смогу купить на свою пенсию? У меня одни таблетки стоят 5 тысяч рублей. И 5 тысяч я платила за квартиру, – рассказывает она. – Все пропало. Я не знаю, как мне жить и что теперь делать. Куда мне идти? Некуда! Остается только сидеть под деревом".
"Лучше бы я утонула. Было бы лучше, чем мучиться так, как сейчас", – плачет она.
Еще одна жительница Тулуна представляется как Вика. Во время наводнения она провалилась в подполье, но ее сумели спасти соседи, которые вытащили ее наружу, схватив за руки. Все, что Вика успела взять с собой во время наводнения, – документы. Сейчас она живет у знакомой и надеется на помощь государства.
"Мы спасались сами. Вертолеты сверху летали, но нас никто не спасал. Сами спасались, – рассказывает она. – Мы целую ночь сидели с соседями на бугре и только смотрели, как дома уплывали".
Пенсионеру Виталию 75 лет, и он откровенно говорит, что деваться ему из Тулуна некуда: здесь вся его жизнь. В доме, от которого остались только обломки, он прожил 45 лет.
Сильные наводнения в Тулуне были и раньше, но каждый раз дом Виталия удавалось восстановить. Но сейчас почти всю конструкцию просто унесло водой. Большая семья пенсионера временно живет у родственников. А комиссия, которая должна оценить ущерб, по словам Виталия, к нему до сих пор не пришла.
"У дочки четверо человек в семье, нас с супругой двое, – перечисляет он. – Ютимся все вместе у родни. Но все равно это лучше, чем когда родни совсем нет".