Ссылки

Новость часа

Сказочное и реальное. Что не так со словами Путина о законе об оскорблении власти


Админ паблика MDK во "Вконтакте" Роберто Панчвидзе во время прямой линии задал Путину вопрос о новом законе, который позволяет штрафовать за оскорбление власти. Панчвидзе ссылался на то, что по этому закону штрафуют за критику властей, в том числе за фразу "Они совсем оборзели".

Ответ Путина полностью противоречит сути этого закона. Объясняем почему.

Для чего этот закон используется на самом деле

"Этот закон направлен совсем на другое. Он направлен на борьбу с оскорблениями символов государства, нашего народа, каждого из нас. Чтобы никто не позволял себе глумиться над флагом, над гербом и так далее. Вот о чем идет речь. А такие факты все-таки имеют место быть, и мы не можем не обращать на это внимания", — сказал Путин.

Действительно, в новой статье Кодекса об административных правонарушениях перечисляется, что может стать оскорблением — "информация, выражающая в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации".

Но всю эту длинную формулировку можно игнорировать до слова "органам". Вот как выглядит правоприменение по этой статье. Все примеры собраны главой Международной правозащитной группы "Агора" Павлом Чиковым.

  • Юрий Картыжев, Малая Вишера, "Путин – сказочный д****б" (идиот). Вступило в силу;
  • Юрий Шадрин, Верховажье, "Путин – реальный, а не сказочный д****б" (идиот). Не вступило в силу;
  • Леонид Волков, Москва, "Путин – сказочный д****б" (идиот). Суд вернул дело в полицию;
  • Кирилл Попутников, Ярославль, "Путин – пидор". Не вступило в силу;
  • Иван П., Изобильный, "Путин - ***ло" (фанатская кричалка). Дело направлено в суд;
  • Сергей Командиров, Смоленск, "Путин - ***ло" (фанатская кричалка). Дело направлено в суд;
  • Александр Пушкин, Архангельск, "Судьи, вы чё, у***ны?" (очень плохие люди). Не вступило в силу;
  • Елена Макарова, Архангельск, "Они совсем оборзели". Составлен протокол.

То есть за все время работы этого закона в шести случаях речь шла о защите лично Владимира Путина, в двух – представителей судебной власти.

В России есть уголовная статья за оскорбление чиновников, но Путин ею не пользуется (в отличие от других госслужащих)

В Уголовном кодексе России есть специальная статья, карающая за "оскорбление представителя власти" – 319. Она применяется достаточно часто: согласно статистике Верховного суда, за 2018 год вынесено более 10 тысяч приговоров.

Максимальное наказание по ней — год исправительных работ. Чаще суды выписывают штраф, причем их максимальная планка (до 40 тысяч рублей или доход осужденного за три месяца) — резко расходится с административным наказанием (от 30 до 100 тысяч за первое нарушение, до 300 тысяч за третье и далее).

Но для возбуждения уголовного дела есть препятствие. ЕСПЧ прямо указал, что уголовное преследование за оскорбление президента в связи с его политикой – это неадекватная реакция, говорит адвокат "Агоры" Станислав Селезнев.

"Вероятно, решили схитрить и установить административную ответственность за это. Дела возбуждаются простыми полицейскими в ходе "мониторинга соцсетей". Да и президент, который участвовал бы в каждом уголовном деле в качестве потерпевшего, выглядел бы смешно. К тому же процедура уголовного производства значительно сложнее и затратнее, чем производство по КоАП. В ходе административного процесса необязательно предоставлять гражданам защитников".

Оскорбление государственных символов — это преступление еще с 90-х

"Чтобы никто не позволял себе глумиться над флагом, над гербом и так далее", – сказал Путин.

Надругательство над государственным гербом или флагом – это статья 329 Уголовного кодекса России. Она предусматривает наказание в виде ограничения свободы сроком на год или до двух лет лишения свободы.

(Наказание за надругательство над гимном законодатели принимать не стали, возможно, потому, что не у каждого человека есть голос и музыкальных слух.)

То есть только ради защиты флага и герба новый закон принимать не было никакого смысла.

"Норма о защите флага уже есть, о защите представителей власти уже есть. Этот закон избыточен ровно потому, что приравнивает органы власти (Совет Федерации, Думу) и даже президента к не подлежащим критике символам, de jure иконизирует их. Такая норма противоречит сложившейся практике Европейского суда по правам человека. Именно поэтому международная правозащитная группа "Агора" предлагает свою защиту тем, кто будет привлекаться к ответственности по ч.3 ст.20.1 КоАП РФ", – говорит адвокат "Агоры" Станислав Селезнев.

В 2016 году "Медиазона" в рамках проекта о редко используемых статьях УК писала о статье 329:

"Типовое уголовное дело за надругательство над флагом России выглядит примерно так: двое жителей села Андомский погост в Вологодской области выпили, забрались на крышу местной администрации и сорвали оттуда флаг; сигаретами они выжгли на нем крест и выбросили; в суде признали вину и получили по шесть месяцев ограничения свободы".

Согласно статистике Верховного суда, в 2018 году в России вынесли четыре приговора по этой статье.

Неизбежная ссылка на мировую практику

"Более того, такая практика не какая-то квасная российская. Во многих странах мира уголовная ответственность предусмотрена. Несколько лет лишения свободы дается в европейских странах, например, в Федеративной Республике Германия. У нас административная ответственность только вводится на этот счет. Поэтому здесь нет ничего необычного", – добавил Путин.

Действительно, во многих странах такие нормы есть. Агентство РАПСИ (часть государственного РИА "Новости") перед принятием закона собрало ссылки на законы в разных странах. Где-то они применяются активно – широко известны наказания за оскорбление короля Таиланда.

Но Путин сослался на опыт Германии. Действительно, статья 90 Уголовного кодекса предусматривает наказание за оскорбление федерального президента и устанавливает достаточно серьезное максимальное наказание – до пяти лет лишения свободы. Но в законе есть важное ограничение: дело возбуждается только по заявлению самого президента.

В 2010 году президент Германии Кристиан Вульф подал в суд на фейсбук-блогера из Дрездена. Обвиняемый почти сразу извинился перед президентом и его супругой – он объяснил, что его возмутило фото, на котором жена президента подняла руку в жесте, похожем на нацистское приветствие.

Первое же заседание закончилось закрытием дела – Вульф прислал факс, что отзывает свое согласие на уголовное преследование блогера.

По теме

XS
SM
MD
LG