Ссылки

Новость часа

Сенсации и компромиссы: кто и почему получил "Оскар"


Дмитрий Десятерик, кинокритик и член Украинского Оскаровского комитета написал для телеканал Настоящего Времени колонку о том, чем запомнится кинопремия "Оскар-2019", и о том, почему победили именно те фильмы, которые победили.

Впервые за 30 лет церемония прошла без ведущего: комик Кевин Харт снял свою кандидатуру, оказавшись в центре гомофобного скандала; замену искать не стали. Незадолго до начала церемонии художник Пластик Джисус установил золотую статую комика с флагом ЛГБТК-сообщества.

Открывали церемонию "Долби" Адама Ламберта и группы Queen, о которой снова все заговорили в связи с фильмом "Богемская рапсодия", кинобиографии Фредди Меркьюри.

Картина ожидаемо стала лидером по количеству статуэток. Правда из главных номинаций ей досталось только премия в категории "лучший актер" (ее получил Рами Малек, сыгравший Меркьюри), остальные – "монтаж", "звук" и "звуковой монтаж".

Лучшим фильмом была признана "Зеленая книга" – роад-муви о расовой сегрегации в шестидесятых годах от режиссера фильма "Тупой и еще тупее" Питера Фарелли. Также картине Питера Фарелли достались призы за лучший оригинальный сценарий (Ник Валлелонга, Брайан Карри, Питер Фаррелли) и за лучшую мужскую роль второго плана (Махершала Али).

Картина "Рома" мексикано-американского режиссера Альфонсо Куарона, на которую букмекеры делали самые высокие ставки, обошлась призами за лучшую режиссуру и лучшую операторскую работу (обе получил сам Альфонсо Куарон), а также была признана лучшим фильмом на иностранном языке. В основе сюжета ленты — жизнь обычной семьи среднего класса во времена студенческих волнений в Мексике в 70-х.

Еще одним из лидеров призовой гонки была костюмированная драма Йоргоса Лантимоса "Фаворитка" о соперницах, которые готовы на все в борьбе за внимание болезненной и инфантильной королевы Анны. Картине досталась лишь награда лучшей актрисе: ее получила британка Оливия Колман.

Лучшим же документальным фильмом стал "Свободный подъем в одиночку" – картина скалолазе Алексе Хоннольде, покорившем 900-метровую гору Эль-Капитан без страховки.

*****

Важнейший фактор, повлиявший в этому году на кинопремию, – то, что она вручалась на третий год президентства Дональда Трампа. Это во многом определило исход голосования уже на стадии номинирования.

Именно отсюда следует тенденция среди номинантов – камерность и нестандартность режиссерского мышления. Стиль 45-го президента США – большие суммы, эффектные заявления и яркие краски. Подчеркнуто негромкий и не вполне "американский" подбор фильмов-кандидатов явно контрастирует с этой стилистикой. Лирические "Фаворитка" и "Рома" – в итоге стали лидерами по количеству номинаций (по 10 номинаций у каждой), а у радикального политического трагифарса "Власть" (Vice, Адам МакКей) оказалось 8 номинаций.

Кроме того, почти все фильмы, которые номинировались на "Оскар" в этом году, были основаны на биографическом материале. Эта же тенденция просматривается и на европейских кинофестивалях.

Вторая важнейшая черта всех номинантов и победителей: тематическая злободневность. "Оскар" всегда был чувствителен к тому, что можно назвать "социальным заказом" – то есть к настроениям массовой аудитории. Но нынешний "правый поворот" в США актуализировал проблемы, казалось бы, решенные 30-40 лет назад: ксенофобия, гомофобия, расизм, лицемерная мораль.

"Фаворитка", "Сможете ли вы меня простить?" и "Богемская рапсодия" так или иначе касаются проблематики ЛГБТ. "Черный клановец" ("Оскар" за лучший адаптированный сценарий) и "Зеленая книга" – не всегда веселые комедии о расизме и противодействии расизму. "Власть" – уничтожающая сатира о республиканском истеблишменте, снятая по мотивам восхождения к вершинам власти весьма противоречивого политика Дика Чейни, вице-президента в администрации Джорджа Буша-младшего. Причем режиссер в последних кадрах напрямую устанавливает связь между тогдашним и сегодняшним правлением республиканцев.

Третья особенность "Оскара-2019" года вытекает из двух предыдущих. Впервые в ведущую категорию попал фильм-комикс. Однако дело не только в том, что "Черная Пантера" культовой студии "Марвел" собрала рекордную кассу – миллиард долларов. Этот фильм – о чернокожих супергероях, о вымышленной процветающей африканской стране Ваканде и в целом о том, что можно назвать Black Power (черная сила, черная власть). Академики в итоге отметили именно зрелищность картины, присудив ей статуэтки за лучшие костюмы, музыку и работу художника.

И, наконец, – лидерство "Ромы". Такого в премии, полностью сосредоточенной на англоязычном крупнобюджетном продукте, еще не было. В 2000 году фильм "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" тайваньца Энга Ли тоже выдвигали на премию в 10 категориях, но этот продукт был как раз коммерческим костюмированным блокбастером про боевые единоборства: стандартный Голливуд, только на китайском. У Куарона принципиально иной регистр. "Рома" – испаноязычная картина о жизни служанки, индианки по происхождению, в семье среднего класса в Мехико в начале 1970-х. Она – о приватном бытии, в которое вторгаются жестокие внешние реалии. И при этом ее шансы изначально, стоит повторить, оценивались высоко, учитывая два "Золотых глобуса": за лучшую режиссуру и за лучший иностранный фильм.

Если бы "Роме" дали главную статуэтку "Оскара", это был бы неслыханный прецедент: никогда еще неанглоязычная картина не становилась лидером в центральной категории. К тому же вновь бы срабатывал фактор Трампа: нынешний президент США строит свою политику на антииммигрантской риторике, направленной в первую очередь против мигрантов из Мексики, и рвется построить стену на южной границе. Дать приз именно мексиканской картине было бы прекрасным поводом ощутимо уколоть президента.

Но чуда не произошло. "Оскар" – это все-таки премия массовых жанров и миллионных аудиторий. Субтитрованный, да еще и черно-белый фильм слишком уж противоречит писаным и неписаным законам киноиндустрии. Прямолинейная, небогатая визуально, но очень внятная по своему антирасистскому посылу "Зеленая книга" оказалась Академии предпочтительнее. В связи с этим стоит упомянуть и "Черного клановца" – высказавшегося на ту же тему расизма в еще более жесткой форме.

И все-таки второй по значимости приз, статуэтка лучшему режиссеру, еще никогда не доставался неанглозычному фильму, и Куарон в любом случае вошел в историю. Вообще "впервые" – чуть ли не самая частая характеристика применительно к нынешнему "Оскару". "Рома" стала первым фильмом-лауреатом, созданным интернет-платформой (Нетфликс) и распространяемым исключительно в Сети. Впервые "Оскары" достались трем небелым актерам/актрисам: для Махершалы Али это уже вторая статуэтка, для 48-летней Реджины Кинг (актриса второго плана за семейную драму "Если Бил-стрит могла бы заговорить") и для Рами Малека – первая. ​

Кроме того, Малек – первый актер арабского происхождения, получивший "Оскар". Рами, получая награду, заметил: "Я не был таким очевидным выбором. Хочу сказать всем эмигрантам: поднимайте свою жизнь. Я сын эмигрантов из Египта в первом поколении".

Насколько такое распределение призов соответствовало художественным достоинствам лауреатов? Кристан Бэйл потрясающе перевоплотился в американского политика Дика Чейни, сыграв его на всех этапах жизни – от молодого гулящего работяги до расплывшегося, облысевшего и постаревшего гения политических интриг. Однако Чейни в США ненавидят до сих пор, тем более в Киноакадемии, и потому приз дали не Бэйлу, а его гримерам.

С другой стороны, еще в январе все лавры прочили "Рапсодии", собравшей, невзирая на посредственную и мелодраматическую режиссуру, многомиллионную аудиторию, и возродившей культ Меркьюри. Однако незадолго до церемонии шансы режиссера Брайана Сингера упали до нуля из-за обвинений в педофилии.

Безусловно, в визуальной изысканности не было равных "Фаворитке". Ее автор, Йоргос Лантимос – сугубо фестивальный режиссер-постмодернист, выработавший собственный, непростой и местами даже герметичный киноязык. "Фаворитка" – вершина его творчества: филигранная режиссура, изысканная работа оператора, костюмеров, декораторов, гримеров, безукоризненный актерский ансамбль (Рэйчел Вайс и Эмма Стоун заслужили поощрения не менее, чем Колман), немалая доля провокации в сюжете – представить королеву Анну как вершину женского любовного треугольника. Однако этот продукт уж слишком отмечен своего рода фестивальной самодостаточностью – а это киноакадемикам неблизко. Куарону как раз удалось то, чего не смог Лантимос: идеально выдержав авторскую форму высказывания, не поступившись художественными принципами, остаться равно приемлемым и для опытных синефилов, и для масс.

По сути, "Оскар-2019" стал одним большим своего рода заявлением, практически манифестом киносообщества. Расизм, положение людей с небелым цветом кожи, приоритет интимного над общественным, неистребимые пороки системы управления – охвачены практически все болевые точки сегодняшней Америки.

Выиграл ли от этого кинематограф как искусство? Отчасти да: поощрение "Ромы", "Фаворитки" и "Власти" все же остается фактом. Просто Киноакадемия никогда не забывает: кино – не только искусство, но и индустрия. А ситуация в стране – предмет, равно достойный и газетной полосы, и большого экрана. Поэтому компромисс, объявленный вчера в Лос-Анджелесе – не из худших. Политическое, художественное и коммерческое обрели в нем некоторое подобие равновесия.

По теме

XS
SM
MD
LG