Итак, Дональд Трамп подписал указ. Согласно ему Минфин США после консультации с Госдепартаментом теперь вправе делать все необходимое для ввода мер, прописанных в законе "О противодействии противникам Америки посредством санкций".
По сути это не новые санкции – закон был принят еще в августе прошлого года. Указ позволил привести их в действие и распределил обязанности по их исполнению среди ведомств.
Эти самые меры, как говорится в указе, направлены против финансовых институтов, уличенных в "значимых финансовых транзакциях в интересах российских структур из санкционного списка США". В него, кстати, добавились еще 33 позиции, среди которых "Частная военная компания Вагнера", логистическая компания Минобороны России "Оборонлогистика", а также близкий к Путину бизнесмен Евгений Пригожин и руководитель ГРУ генерал Игорь Коробов.
Против них могут быть применены любые из 12 – а могут и все 12 – ограничительных мер, прописанных в законе.
К примеру, им могут запретить:
- покупать, продавать и использовать собственность на территории США;
- получать в США лицензии, разрешения и страховки.
Американским компаниям будет запрещено:
- совершать с попавшими под санкции банковские операции;
- инвестировать в их пользу, покупать у них крупные активы или долговые инструменты.
Помимо прочего, США узаконили вторичные санкции за сотрудничество с Россией. И вот кому прилетело первому:
- Истребитель Су-35. Принят на вооружение российской армии в 2017 году. Боевое крещение прошел в Сирии.
- Зенитно-ракетный комплекс С-400. Может сбить аэродинамическую цель (по-простому – самолет противника) с 250 километров.
Эти ребята – причина американских санкций против оборонной структуры Китая. Созданный прецедент – уже даже не намек, а конкретный пример: вот, что ждет тех, кто идет на запрещенный товарообмен с Россией.
Китай был первым иностранным заказчиком Су-35 и С-400.
Контракт на сумму более $3 млрд на поставку шести дивизионов С-400 был подписан в 2014-м. В начале этого года источник ТАСС сообщал: первые комплексы уже в Китае. Потом, правда, выяснялось, что это была уже вторая попытка передать важную посылку – в первый раз, в конце 2017-го, часть комплектующих была повреждена при перевозке, и китайцы брак не приняли.
С истребителями все вышло удачнее. Контракт на поставку 24 самолетов был заключен в ноябре 2015-го, в 2018-м Россия поставила последние десять Су-35. Все это обошлось Китаю в $2 млрд.
Теперь, как оказалось, помимо крупной суммы, КНР придется заплатить и другую цену. С сегодняшнего дня:
- департамент подготовки войск и снабжения Центрального военного совета КНР и лично его директор Ли Шанфу внесены в санкционный список Минфина США – их активы в юрисдикции США заблокированы;
- китайскому департаменту снабжения нельзя поставлять продукцию и технологии американского происхождения;
- китайскому департаменту снабжения закрыт доступ к валютным операциям в американской юрисдикции.
Эти санкции – повод для беспокойства для нескольких других стран. Турции, Катару, Индии, Саудовской Аравии и еще нескольким потенциальным покупателям российских С-400 теперь придется выбирать. И едва ли подобный выбор вызывает у них восторг – многие могут посчитать навязываемое США право в одностороннем порядке решать, у кого этим странам закупать оружие, нарушением суверенитета.
Понимают это и в США. Накануне глава Пентагона Джеймс Мэттис призвал Конгресс внести коррективы в закон, которые бы позволили США сотрудничать, например, с Индонезией, Вьетнамом и Индией.
Последняя, кстати, уже не раз заявляла, что не намерена отказываться от покупки у России зенитно-ракетных комплексов. Подтверждением тому можно считать визит министра иностранных дел Индии Сушмы Сварадж в Москву на прошлой неделе.
Америка тоже не горит желанием терять из-за России "хорошего стратегического партнера" – так по итогам переговоров в начале сентября Индию назвал госсекретарь США Майк Помпео. Он добавил, что Вашингтон не стремится наказать Индию за ее желание купить у России вооружение.
Тем не менее на данный момент ни у одной страны нет иммунитета от вторичных санкций из-за сотрудничества с Россией.
КОММЕНТАРИИ