Артём Баранов – каменщик из Украины. В Казахстане он находится уже около трех лет. Сначала официально, как трудовой мигрант, работал год в Астане, а потом попал в рабство.
Артем рассказывает, что на сайте объявлений нашел вакансию в Шымкенте. Само объявление у него подозрений не вызвало, но когда он начал работать, платить ему почему-то решили не деньгами, а едой и сигаретами.
"Взяли документы, обещали сделать регистрацию, – рассказывает Артем. – Но в конце концов ни денег, ни паспорта – ничего не увидел. А без документов и без денег ты особо никуда не уедешь".
Артему, по его словам, несколько недель назад удалось сбежать от работодателей. Сейчас живет в социальном приюте в Казахстане и ждет документов, чтобы вернуться домой.
Артем – не единственный, кто попал в трудовое рабство в Казахстане. Директор центра социально-правовой поддержки "Шанс" Анна Рыль замечает, что даже если трудовой мигрант приехал в Казахстан законно, и его работодатель оформляет все необходимые документы, это не значит, что его не обманут. Сейчас в их кризисном центре живут не только граждане государств Центральной Азии, но и украинцы, россияне, филиппинцы. Все они приехали в Астану работать в сфере услуг, кто-то законно, кто-то нет, но столкнулись с обманом и унижениями.
"Процедура оформления разрешения на работу в Казахстане очень сложная, – говорит юрист. – Ты можешь оформиться только к одному хозяину. Если ты полмесяца проработал и хочешь получить новое разрешение, ты должен все равно будешь проходить все заново. Ты не можешь переводиться с места на место, ты привязан к прописке. Также ты должен находиться по месту регистрации: если ты ночуешь в другом месте – тебя могут привлечь к ответственности".
Главный эксперт Министерства труда и соцзащиты Казахстана Даурен Сарыбаев говорит, что ежегодно за нарушение правил привлечения иностранной рабочей силы в Казахстане к административной ответственности привлекаются свыше двух тысяч работодателей.
"А также были привлечены 12 тысяч иностранцев за осуществление трудовой деятельности без разрешительных документов", – перечисляет он статистику прошлого года.
Правительство Казахстана настаивает на сохранении жесткой квоты для найма мигрантов (не более 380 тысяч в год по всей стране и не больше пяти мигрантов для каждого предпринимателя) и планирует поднять налог для иностранных работников в два раза, до 28 долларов. Но та же Анна Рыль считает, что увеличение налога не решит ситуацию, а лишь заставит уйти в тень большинство трудовых мигрантов.
КОММЕНТАРИИ