"Тайные агенты Путина", "Самая закрытая спецслужба планеты", "Аквариум Кремля" – вокруг ГРУ в последние годы сплошь заголовки дурных шпионских романов. Военная разведка, которая теперь и не ГРУ вовсе, а просто Главное управление Генштаба, заняла место легендарного KGB – Кей-Джи-Би. Секретная служба, которая стоит за всем, что хоть слегка окутано шпионской тайной.
G.R.U. – хоть переименовывай, хоть нет – уже стала любимой аббревиатурой западных газет. Так и до новой "Красной жары" недалеко. Свежий The New York Times, заголовок: "Российское шпионское агентство бросает длинную тень".
Аннексия Крыма и "зеленые человечки", сбитый малазийский "Боинг", хакеры, вмешивающиеся в выборы по всему миру, и даже ядерная программа Ирана и ракетные испытания в Северной Корее – все их рук дело.
"В Сирии спецназ ГРУ сыграл ключевую роль в борьбе против "Исламского государства" и решающую – в возвращении Алеппо и Пальмиры под контроль сил Асада", – пишут авторы статьи.
Что из приписываемого тайным сверхмогущественным сотрудникам ГРУ правда – решать не беремся. Но вот вам топ-3 самых громких дел, в которых оказались замешаны разведчики Генштаба. Или нам так только показалось.
Операция "Черногория"
Октябрь 2016 года. Черногория почти вступила в НАТО. В стране выборы. Вскоре после подсчета голосов власти Черногории раскрывают заговор: якобы на день голосования был запланирован государственный переворот, цель которого – убийство прозападного премьер-министра Мило Джукановича и отмена всех соглашений с НАТО. За переворотом стояли офицеры российской военной разведки. Называлось даже имя куратора заговора – Эдуард Широков, он же Шишмаков, засекреченный разведчик ГРУ.
Секретный "Олег Иванович"
Олег Иванович – таинственный генерал, имя которого всплыло в мае этого года. Олег Иванович – это военное прозвище. По паспорту он Олег Иванников. Позывной "Орион".
Именно он – как утверждается в расследовании группы Bellingcat и российского издания Insider – стоял за переправкой "Бука", с помощью которого сбили малазийский "Боинг", из России в Донецкую область и в принципе был ответственным за координацию российской военной помощи сепаратистам так называемых ЛНР и ДНР. И даже отдавал указания Дмитрию Уткину, известному как "Вагнер" – его частная военная компания активно участвовала в войне на востоке Украины.
"Их там нет"
Офицеры ГРУ активно участвовали – и участвуют до сих пор – в украинской войне. "Их там нет" – привычная отговорка Генштаба. Классический ответ украинских властей – военные билеты взятых в плен грушников с трибуны ООН или Верховной Рады.
Самый известный пример – Евгений Ерофеев и Александр Александров. В 2015 году их взяли в плен в районе города Счастье в Луганской области. Служба безопасности Украины представила задержанных как офицеров 3-й отдельной гвардейской бригады специального назначения ГРУ. После довольно долгого суда обоих приговорили в Украине к 14 годам тюрьмы. На протяжении всего процесса в российском Генштабе хоть и не отрицали сам факт задержания, заявляли, что ни Александров, ни Ерофеев не являлись действующими военными, хотя "ранее действительно проходили службу в одном из соединений Вооруженных сил России". И тем не менее именно их обменяли на летчицу Надежду Савченко.
КОММЕНТАРИИ