Несколько дней назад нижегородские СМИ опубликовали фотографии набережной и дороги около стадиона, где проходили игры Чемпионата мира. Свежепостроенная и сданная совсем недавно дорога в одном месте оказалась размыта ливнем, ее песчано-гравийная подушка была вымыта и превратилась в яму с водой. На только что благоустроенной набережной дождь выворотил плитку и тоже размыл слой песка и гравия, на который она была уложена.
И строительством стадиона в Нижнем Новгороде, и благоустройством территории вокруг него занималось нижегородское подразделение компании "Управление строительства-620" ("УС-620"). Стадион "Нижний Новгород" стоил почти 18 млрд рублей, а на одни дорожные работы возле стадиона из бюджета было выделено и освоено 768 миллионов рублей.
Но стадион и прилегающая к нему территория – не единственный объект, который "УС-620" в Нижнем Новгороде сдавала со скандалом. Эта же компания весной 2015 года начала строить станцию метро "Стрелка" в Нижнем Новгороде, обещая сдать ее к ЧМ-2018. Формально обещание было выполнено: станцию открыли 12 июня 2018 года, за шесть дней до начала игр.
Но стоимость контракта на строительство станции превысила 11,5 млрд рублей. Деньги пришлось несколько раз добавлять, причем последний раз это было сделано в марте 2018 года, когда на строительство "Стрелки" из Резервного фонда правительства России было выделено дополнительно 645 млн рублей. А для того, чтобы получить разрешение на ввод станции в эксплуатацию, перед сдачей объекта в мае 2018 года в проект были внесены изменения – для того, чтобы сданная станция не расходилась с проектной документацией.
Когда чиновникам Главного управления по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей Нижнего Новгорода (ГУММиД) задавали вопросы, зачем был изменен проект и сильно ли построенная станция расходится с тем, что "УС-620" обязывалась построить, участвуя в тендере, те успокаивали: в соответствии с контрактом строительная компания обязана "своевременно и за свой счет" устранить недостатки или некачественно выполненные строительно-монтажные работы в течение гарантийного срока, а он составляет 5 лет с даты ввода объекта в эксплуатацию. Но при этом сразу после получения разрешения на ввод "Стрелки" в эксплуатацию глава ГУММиД Юрий Гаранин был уволен.
"УС-620" сдала "Стрелку" не только с измененной документацией, но и с большими долгами как подрядчикам, так и нанятым работникам.
Еще в августе 2017 года метростроители начали жаловаться, что компания не платит им заработную плату, и начали забастовку.
"Каждый день нас кормят завтраками и говорят: деньги будут сегодня-завтра. Начальник при всем коллективе говорил, что будет зарплата. Ее так и не было. То есть каждый день одни завтраки", – жаловались рабочие "УС-620", с которыми общался корреспондент Настоящего Времени.
"Многие люди здесь приехали зарабатывать деньги. Но никаких нормальных отношений со стороны начальства мы не видим", – подчеркивали они. – Сюда приезжали уже судебные приставы взыскивать с людей алименты. Люди работают, а заплатить не могут по алиментам, так как им самим заработную плату не платят".
Аналогичные жалобы на "УС-620" есть и на форуме "Правда сотрудников".
Как оказалось позже, не платило руководство "УС-620" не только строителям, но и контрагентам: гостинице, где жили строители, охранному агентству "Витязь-НН" (оно даже обратилось в Арбитражный суд Москвы, прося признать компанию банкротом), а также субподрядчикам. Всего "УС-620" задолжало нижегородским контрагентам десятки миллионов рублей.
"С декабря 2017 года общая задолженность компании перед нашей гостиницей составляет порядка 1 миллиона 800 тысяч рублей за услуги проживания строителей – тех, которые строили стадион и метро", – рассказал владелец гостиницы Юрий Кузьмичев.
"В Нижнем Новгороде большое количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пострадали похожим образом. Это охранные предприятия, другие гостиницы, контрагенты, которые связаны с поставкой какого-то оборудования, материалов на эту стройку. Причем, по моей информации, такая практика существует не только в Нижнем Новгороде. Это большая федеральная компания. И я знаю, что такие проблемы у них есть на многих объектах по всей стране. Это такой способ зарабатывания денег, мне так кажется", – рассказывает Илья Сидорюк, представитель компании "Импэкс электро", которая поставляла "УС-620" кабели для строительства станции.
В сентябре 2017 года Следственное управление по Нижегородской области возбудило уголовное дело в отношении "УС-620" по части 2 статьи 145.1 УК РФ ("Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы"). А в октябре 2017 года московские следователи обвинили компанию в мошенничестве при строительстве станции "Стрелка": один субподрядчик, по данным их расследования, не исполнил обязательства по сделке, но генподрядчик все равно подписал акты о приемке выполненных работ, перечислив за них 40 млн рублей.
Замдиректора департамента строительства мэрии Нижнего Новгорода Дмитрий Груничев утверждал, что власти с компанией по строительству метрополитена рассчитались "в полном объеме". Когда же чиновнику задают вопрос, знает ли он, что компания не рассчиталась со своими контрагентами и сотрудниками, он говорит:
"Вопросы расчета генерального подрядчика с субподрядчиками не относятся к компетенции администрации города Нижнего Новгорода, так как являются вопросами двух хозяйствующих субъектов".
По данным "Спарк-Интерфакс", ООО "СК Управление строительства-620" было зарегистрировано в Протвино Владиславом Костенко, который сейчас является гендиректором компании. Оно имеет уставный капитал всего лишь в 10 тысяч рублей. Но это не помешало фирме получить контракты на строительство стадиона в Нижнем Новгороде и Волгограде, а также несколько крупных заказов на строительство объектов транспортной инфраструктуры в разных российских городах. Кто на самом деле стоит за "УС-620" и помогает ей выигрывать тендеры – до сих пор неизвестно.
Костенко не комментирует долги своей компании перед контрагентами. Но выступая перед депутатами нижегородской городской думы, он рассказывал, что его организация развернула "широкий фронт работ" в Нижнем Новгороде и хотела бы работать и на строительстве следующих станций метро.