Ссылки

Новость часа

Как Кремль вторгается во внутреннюю политику Европы. Смотрите фильм-расследование


Генеральный план: кто и как воюет за "русский мир" в Балтийских странах
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:36 0:00

На канале "Настоящее Время" состоится показ фильма "Генеральный план" о том, кто и как спонсирует прокремлевскую пропаганду в странах Балтии (смотрите фильм 4 июля в 23:00 мск).

Над фильмом работал центр журналистских расследований Re:Baltica. Мы поговорили с директором центра Санитой Эмбергой

—​ Как была создана Re:Baltica? Какой была ваша первоначальная цель?

—​ Re:Baltica родилась по необходимости, когда во время экономического кризиса в 2008 году шведский медиа-концерн Bonnier продал лучшую балтийскую газету Diena местным олигархам. Я и Инга, основательница Re:Baltica, работали там в отделе расследований. Было ясно, что целью покупки было уничтожение СМИ, многие коррумпированные политики и их друзья из бизнес-элиты считали нас врагами. Мы знали, что они не позволят нам продолжать работать как раньше, поэтому основная часть редакции Diena уволилась. Инга поехала в США по стипендиальной программе Хьюберта Хамфри, где работала в организации ProPublica, и вернулась обратно с идеей создать некоммерческий центр расследований. Из-за размера рынка и сложившейся обстановки все считали, что проект не проживет и года. В этом году нам исполнилось семь.

—​ Как пришла идея снять фильм о российской пропаганде?

Мы просто разозлились и решили, что пора что-то предпринять. Съемки фильма начались еще до событий 2014 года, когда после оккупации Крыма журналисты в Западной Европе и США вдруг обратили внимание на кремлевскую пропаганду в своих странах. Балтия была испытательным полигоном для многих из этих методов после прихода к власти Владимира Путина. Это пропаганда на телевидении и в интернете, финансирование НКО в интересах российской внешней политики, "фабрики троллей" по производству комментариев, подрывающих доверие к политическим системам Запада, нападки на политиков и обычных пользователей соцсетей. Нас это уже не удивляло и не шокировало. Многое не вошло в фильм: отмывание денег через наши банки и рынки недвижимости, попытки контролировать экономику, влиять через нее на политиков и так далее. Все это происходило в Литве. Мы решили, что настало время собрать все факты вместе. Именно из-за этого всего мы и сняли "Генеральный план".

Кадр из фильма "Генеральный план"
Кадр из фильма "Генеральный план"

—​ Какая была реакция на фильм в разных странах?

— В странах Балтии реакция была негромкой, вроде "мы знали это, но спасибо за напоминание". В странах Евросоюза и США к фильму отнеслись как к сенсации, тем более, что выборы Дональда Трампа поместили тему о вмешательстве России в дела других стран в центр внимания. В России фильм активно критиковали, но этого следовало ожидать.

—​ Как вы реагировали на обвинения в предвзятости? Как вы отвечаете на обвинения в американской пропаганде?

— Очень просто. Мы – журналисты. Создавая фильм мы опирались на факты и предоставили голос обеим сторонам. Обвинения – обычное явление в нашей работе. Когда люди согласны с тем, что они видят, все в порядке. Когда несогласны — обвиняют в искажении фактов. Для меня имеют значение только доказательства, а их предостаточно.

О пропаганде и финансировании США я могу сказать только одно – это смешно. Мы заявили, что не будем привлекать деньги от политиков на этот фильм. Он был сделан на деньги, выигранные в конкурсе Министерства культуры Латвии, за счет нескольких телеканалов стран Балтии и других небольших спонсоров. Государственный Департамент США предоставил Инге начальные инвестиции в 2011 году, чтобы купить компьютеры для центра и другие небольшие расходы. Это все. Так что обвинения абсолютно нерелевантны. Это лишь простая пропагандистская тактика. Кроме того, во всех переговорах и соглашениях со спонсорами, частными или институциональными, всегда существует пункт о редакторской независимости. Если кто-то не уважает нашу независимость – мы не притронемся к его деньгам.

Кадр из фильма "Генеральный план"
Кадр из фильма "Генеральный план"

—​ Расскажите о процессе расследования для фильма. Было трудно найти информацию?

— В странах Балтии это было необычайно легко. У нас есть навыки, опыт, хорошие контакты с аналогичными центрами по всему бывшему СССР и за его пределами. Здесь отличные законы о доступности информации. Например, все НКО должны сообщать о происхождении их доходов, и мы могли сопоставить их с данными из открытых российских источников. К сожалению, когда это поняли источники финансирования российской "мягкой силы", они прекратили публиковать информацию об организациях, которых они поддерживают.

—​ Какие были самые опасные моменты во время съемок?

— О, был риск того, что фильм никогда не выйдет, потому что угрозы появлялись все время.

—​ Сложно было найти героев для фильма, вы получали много отказов?

— Большинство из героев соглашались, но без энтузиазма. Интервью были короткими и иногда враждебными, но не более чем обычно бывает в журналистской практике. Герои историй редко рады встрече с нами.

—​ Продолжаете ли вы следить за темой российской пропаганды, замечаете ли сейчас какие-то тенденции?

— Мы сделали пару новых онлайн-сериалов и статей, которые подробно изучают происходящее. Например, мы нашли владельцев сайтов, которые загрязняют комментариями русскоязычное интернет-пространство в Балтии. Цепочка из многих посредников привела к компании "Россия сегодня". Сейчас русскоязычные издания в Европе становятся даже более агрессивными, чем официальная кремлевская пропаганда.

Мы также изучили методы вербовки российских шпионов в странах Балтии. Это стало возможным опять же, потому что нас есть общая граница с Россией, следовательно, они попадают к нам в первую очередь. Пропаганда никогда не была нашей основной темой. Нас интересует вся сеть кремлевского влияния: как отмываются деньги через западноевропейские финансовые центры и недвижимость, и как с их помощью подкупаются политики, чтобы они работали в интересах Кремля. Я считаю, что это намного важнее того, что вещают прокремлевские каналы.

Кадр из фильма "Генеральный план"
Кадр из фильма "Генеральный план"

—​ Вы знаете о деятельности ФБК? Как вы относитесь к ней?

— Навальный и его команда делают замечательную работу в очень трудных условиях. Когда у них выходит новое расследование или фильм, я всегда стараюсь посмотреть их, потому что мне нравится, как они преподносят свои материалы, и, судя по объему их аудитории, миллионы людей с этим согласны. Разоблачение воровства и незаконного приобретения имущества, пользуясь своим положением – задача любой уважающей себя группы исследователей, и в этом смысле, конечно, ФБК похож на нас, и мы с радостью будем помогать им всеми силами, если их интересы когда-либо коснутся Латвии. Но в России очень много и других наших коллег-журналистов, которые делают то же самое: в "Новой газете", в Медузе, в небольших региональных изданиях. Я испытываю глубокое уважение к тем, кто следует профессиональной журналистской этике, в условиях, когда намного легче действовать по шаблону.

—​ Какие приоритеты для вас сейчас, над какими темами вы сейчас работаете?

— Мы всегда старались поровну распределить время между международными расследованиями (мы только что закончили вторую часть расследования про Панамские документы) и проблемами Латвии. Наша главная цель – делать все возможное, чтобы улучшить нашу страну. Мы фокусируемся на демографических проблемах и социальном неравенстве, которое представляет собой угрозу, сравнимую с военным конфликтом. Мы продолжаем сотрудничество с кинокомпанией, которая вместе с нами работала над "Генеральным планом" и сейчас снимаем документальный фильм. Он будет о том, как часть архивов КГБ, оставшаяся в Латвии после распада СССР стала причиной настоящей битвы за секретные материалы. Сотрудничество с оккупационной властью и нежелание признать свои поступки – это незажившая травма для нашей страны. Мы пытаемся восстановить недостающие звенья и посмотреть на те события шире: какими методами система пыталась сломить национальный дух и заставить целую страну пребывать в постоянном страхе.

XS
SM
MD
LG