В 40 километрах от Астаны находится музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма. Каждый год 31 мая в него приезжают родственники репрессированных и погибших и вспоминают о страшных годах, которые те провели за решеткой.
****
Пенсионерка из Москвы Татьяна Никольская приезжает в Астану каждый год. Сама она родилась под Карагандой в так называемом лагере "Алжир" ("Акмолинский лагерь жен изменников родины"). Телеканал "Настоящее Время" уже рассказывал о нем в одном из сюжетов:
В "Алжире", который 16 лет с 1937 года существовал в Акмоле под названием "26-я точка Главного управления лагерей и мест заключения – ГУЛАГа"), Татьяна до пяти лет отбывала наказание вместе со своей матерью. Отца Татьяны осудили на 20 лет лагерей, он умер за решеткой, а мать девочки отправили за решетку как жену врага народа.
Татьяна говорит, что детства у нее не было.
"31 мая для меня безумный и тяжелый день, потому что вспоминаешь, как прожила в лагере, как безумно хотелось кушать, – вспоминает женщина. – Давали 140 грамм хлеба на семью, и безумное было желание кушать".
Татьяна – не единственная, кто в Казахстане помнит сталинские репрессии. Внучка "врага народа" из села Акмол Айгуль Суюнжанова рассказывает, что ее деда Капана Мухамежданова в 1938 году расстреляли как врага народа. После этого его жена, бабушка Айгуль Суюнжановой, постоянно находилась в бегах и жила в постоянном страхе. Только в 1990 году она увидела справку о реабилитации своего мужа.
"Они сегодня реабилитированы, и мы можем почтить их память открыто, – говорит Айгуль Суюнжанова. – В советское время бабушка сидела втихаря, плакала, потому что нельзя все было это выносить на публику. Но сегодня мы можем с гордостью прийти и выступить, сказать".
В 1938 году, в разгар сталинских репрессий, в Алма-Ате проходил массовый митинг в поддержку действий властей. В описании к сохранившемуся видео говорится, что 50 тысяч трудящихся одобрили приговор "банде убийц и изменников". Сегодня из документов известно, что вся вина многих тысяч женщин, которые были отправлены в "Алжир", заключалась лишь в том, что они не предали своих мужей, которых сталинский режим признал врагами народа.
КОММЕНТАРИИ