Десять лет назад, 19 февраля 2008 года, умер лидер группы "Гражданская оборона" Егор Летов. Человек, влияние которого на культуру при жизни по достоинству не ценили, в последние годы стал одним из символов поколения.
За десять дней до смерти группа отыграла концерт, о котором никто не думал как о последнем. По чистой случайности его сняли на несколько камер, и благодаря кропотливой работе вдовы Егора Летова и басистке последнего состава "Гражданской Обороны" Натальи Чумаковой эта запись увидела свет и стала фильмом-концертом "Сияние Обрушится Вниз".
В разговоре с Настоящим Временем Чумакова вспоминала, каким был Егор Летов.
– Вы знаете, в быту он был ужасно смешной. То есть человек, который имел невероятное чувство юмора. Я бы не хотела подробно рассказывать, потому что это наши какие-то интимные вещи, но, правда, это был человек с таким чувством юмора, с ним жить было ужасно смешно. Непрерывно, начиная от вставания с утра. Это было ужасно все весело.
– Играть в группе "Гражданская оборона" – это, оказывается, очень сложно. Там 100 тысяч партий, в общем, надо пытаться как-то это все запомнить. Я-то всегда думала: ой, да ну, панк-рок, мы играем как попало. Оказывается, нет.
– Он ругал всех. Вы даже не представляете, как он ругал гитаристов, басистов, барабанщиков. Это был какой-то кошмар. Ему все не нравилось.
– Мы можем говорить про ЛСД? Мне кажется, не стоит. У Егора были удивительные совершенно вещи, которые он переживал. Как это сказать, я не знаю. Психоделия – это вообще известная вещь, и все мы прекрасно знаем, какие американские группы с этим связаны. Вот он это прекрасно представлял, и, знаете, я даже не знаю, это удивительная вещь, которую мы все переживаем.
– Самое важное – посмотреть наш последний концерт. Посмотрите, пожалуйста. Это удивительная вещь. Мы не знали, что это будет последний концерт. Тем не менее так случилось. Во-вторых, то, что это записалось, – это просто потрясающе. Удивительные вещи случились именно со звуком, потому что звук у нас получился, вы послушайте, пожалуйста, это нечто особенное.
– Я сама не очень, к сожалению, помню этот концерт. Но то, как он звучит, – это просто, я даже не знаю, как это описать. Знаете, видимо, это какая-то мистика, потому что никогда ни в каком месте мы так не играли. Это удивительная вещь, правда.
– Высоцкий – совершенно удивительный автор и прекрасный поэт. Я Егора очень попросила спеть вот именно эту песню: "Все года и века и эпохи подряд…" – "Белое безмолвие". Это просто потрясающая песня. И весь Высоцкий в этом. И Егор тоже. В его одиночестве. В одиночестве, которое никому неподвластно. К сожалению, никто этого не понимает. Он был ужасно одиноким человеком.
– Ему на самом деле нужны были только очень близкие друзья. И, конечно, Омск – очень хороший город, но и там Егор абсолютно не хотел ни с кем общаться. Он распрощался со всеми своими друзьями и жил абсолютным затворником, никто ему не был нужен – только его музыка, кино, книжки. Все прекрасные книжки, которые мы понимаем, кино удивительное всякое. Кстати, он любил очень смешное кино, включая Люка Бессона, неважно.
– Думаю, что окружающие ему были, в общем-то, "по барабану". Ну, правда. Он прекрасно знал, что он такое во вселенском масштабе. Он именно очень хорошо себя понимал, свой масштаб. Это так и есть.
– Несмотря на то, что он умер, вы сами видите, что это продолжается, все это максимально очень круто.
КОММЕНТАРИИ