Украинцы Николай Карпюк и Станислав Клых были задержаны в России весной 2014 года. Карпюка арестовали, когда он направлялся на встречу с людьми, якобы приближенными к Владимиру Путину, чтобы обсудить возможность отмены так называемого "референдума" в Крыму. Клых был арестован в одной из гостиниц российского города Орел, где встречался со своей девушкой.
В мае 2016 года суд в Чечне приговорил Карпюка к 22 годам и шести месяцам лишения свободы, а Станислава Клыха – к 20 годам заключения. По версии обвинения, во время Первой чеченской войны в 1994 году они и другие члены националистической организации УНА-УНСО принимали участие в боях в Грозном на стороне сепаратистов и убивали российских военнослужащих. Сами Карпюк и Клых это категорически отрицают, как и то, что находились в то время на территории России. Украинский МИД считает их политзаключенными.
Оба украинца во время и после суда жаловались на пытки, которыми из них несколько месяцев пытались выбить показания в России:
Карпюк рассказывал, что его пытали током. Адвокат Клыха тогда же заявлял, что после применения насилия и неизвестных медицинских препаратов у его подзащитного развилось психическое заболевание.
Илья Новиков, который представляет интересы Клыха и нескольких других заключенных украинцев в России, встречался с ним 6 февраля в тюрьме в Челябинской области и выразил обеспокоенность состоянием Клыха. По его словам, оно ухудшилось с момента суда.
"Украинскому консулу передали выписку из его истории болезни. У нас нет гарантий, что она полная, но даже то, что в ней указывается, вызывает некоторую тревогу", – заявил он Настоящему Времени.
По его словам, в выписке сказано, что, когда Клыха переводили из тюрьмы в психиатрическую больницу, его лечили психотропным препаратом циклодолом.
"Оно довольно серьезно влияет на психику и имеет сильные побочные эффекты", – заметил Новиков.
"У меня лично сложилось впечатление, что Стас находится в ненормальном состоянии. И украинский консул, который с ним встречался передо мной, это подтверждает", – подчеркнул он.
Говоря о состоянии своего подзащитного, он заметил: "Он не может сфокусироваться на беседе, ему одни и те же вещи приходится повторять по несколько раз. Поэтому у нас есть серьезные основания считать, что с его психикой как минимум не все в порядке".
Новиков также подчеркнул, что следы от пыток на теле Станислава "не исчезли":
"Пытки к нему применялись летом 2014 года. Хотя с тех пор прошло уже три с половиной года, следы от них до сих пор видны. Не будучи психиатром, я не могу говорить о том, что он "сошел с ума", но мне, как юристу, очевидно, что его состояние ненормально, и он нуждается в лечении, – заявил юрист. – И у меня нет уверенности, что то лечение, которое он может получить в российской тюрьме, является адекватным".
*****
В октябре 2016 года сведения об ухудшении психического состояния Станислава Клыха подтвердил его бывший сокамерник Ильяс Татиев:
По его словам, Клых стал вести себя неадекватно после того, как его "возили во Владикавказ на какие-то следственные действия".
"После пыток, после тех допросов, которые были во Владикавказе, так мне объяснили", — пояснил бывший арестованный.
Эту же версию поддерживает правозащитница Зоя Светова: по ее словам, Клых "сошел с ума" именно от пыток, которые к нему применяли.
По словам Титиева, он понял, "что невозможно с ним будет находиться в одной камере", и Клыха оставили одного: "Я там слышал, как он кричит, что-то воет, и так далее". Когда он позже столкнулся с Клыхом в коридоре еще раз, тот также "неадекватно себя вел".
"Я спросил: "Что у него?" – "У него все прогрессирует и прогрессирует его болезнь", сказали мне", – рассказал Титиев. Но, по его данным, никто Клыха в то время в российской тюрьме не лечил.
*****
Новиков предполагает, что, учитывая нынешнее психическое состояние Клыха, он мог бы быть одним из кандидатов на обмен между Украиной и Россией, как это произошло в случае с Надеждой Савченко и россиянами Александровым и Ерофеевым.
"В Украине недавно был осужден российский гражданин Виктор Агеев, который принимал участие в военных действиях в Луганской области на стороне сепаратистов. В связи с этим может встать вопрос об обмене его на кого-то из украинцев из списка лиц, незаконно удерживаемых на территории России, который утвержден украинским МИДом. Мне представляется, что Клых может быть одной из кандидатур при обсуждении этого списка, учитывая его тяжелое состояние", – считает Новиков.
Российские власти пока идеи такого обмена не высказывали.
КОММЕНТАРИИ