Отказ Центральной избирательной комиссии Алексею Навальному зарегистрироваться в качестве кандидата в президенты не стал сюрпризом. Его ожидал и сам политик. Он заявил, что обжалует решение, и анонсировал всероссийскую акцию протеста. Телеведущая Ксения Собчак уже отказалась поддерживать бойкот выборов и предложила Навальному стать ее доверенным лицом.
О том, что это значит для дальнейшего развития ситуации, Настоящее Время спросило политолога Глеба Павловского.
– Вопрос о возможности регистрации Навального – это очень серьезный политический вопрос. Я бы даже сказал, в каком-то смысле экзамен. Причем экзамен не на какие-то революционные действия, а всего лишь на разумную политику. И этот экзамен провален.
Его можно было зарегистрировать, и, в общем, вряд ли он бы поднялся выше 5-7%. Все это говорит о том, что в администрации нет политически мыслящих людей. Это очень серьезный упадок компетенции у руководителя администрации, у направления внутренней политики – Кириенко [замглавы администрации президента Сергей Кириенко], Вайно [глава администрации президента Антон Вайно]. Либо они контролируются какой-то группой в окружении президента.
Но, в общем, решение плохое, потому что электоральная забастовка – это более неприятная вещь и для легитимности выборов, и, честно говоря, даже для самой их легальности, которая будет под сомнением.
О позиции Ксении Собчак
– Не думаю, что ее ситуация неудобна. Ее ситуация прояснилась. Ксения Собчак заявляла, что она поддерживает регистрацию Навального и даже требует ее. Она может это повторить.
Мне кажется, неправильно, если бы она снялась с выборов. Она исполняет важную функцию, которую Навальный исполнять не может. Она транслирует внутрь этой официальной картонной предвыборной кампании темы, проблемы, образы из сферы общественной, сферы, где уже год идет предвыборная кампания. Она – окошко, транслятор между официозом и общественными дебатами, которые, между прочим, будут продолжаться.
Не надо думать, что нерегистрация Навального может остановить общественную предвыборную кампанию. Она будет продолжаться. Думаю, что она будет становиться только сильнее и радикальнее.
КОММЕНТАРИИ