Статистика, поражающая воображение – цифры о ситуации на дорогах страны, которые представила патрульная милиция, иными словами не назовешь. Только в Бишкеке количество ДТП увеличилось на 81%, а по стране – более чем на 8%. С начала года произошло 5 тысяч 197 аварий. Их жертвами стали 695 человек. Депутаты парламента схватились за голову и в очередной раз стали искать причину.
"Нужно закрывать частные автошколы. Я получал права при Союзе. Перед экзаменом я переживал, как я сдам задания. Учил ПДД днями и ночами. А сейчас просто отдал деньги и получил. Надо их закрыть", – считает депутат Таалайбек Масабиров.
По словам депутата Рыскелди Момбекова, даже в Сирии сегодня людей гибнет меньше, чем от ДТП в Кыргызстане: "5-го ноября в автоаварии погибло 5 человек, 6-го ноября – 14, 7-го – четыре, 8-го – четыре, сегодня утром – еще один. Если всех подсчитать, за 5 дней погибло 30 человек. Я не пойму, у нас что в Кыргызстане сегодня, кастинг каскадеров или тренинги Шумахера проходят? В девятимиллионном Нью-Йорке в год умирает 200 человек. У нас же за месяц больше двухсот. От реформы нет никакой пользы. Зато министр внутренних дел получает звание генерала".
За годы независимости патрульную милицию, да и в целом всю систему МВД, реформировали не раз. Каждый новый министр обещал навести порядок в правоохранительных органах, но всякий раз им что-то да мешало. Самый свежий пример – прошлогодний. Дорожно-патрульную службу переименовали в патрульную милицию. Вооружили сотрудников нагрудными камерами видеонаблюдения, чтобы взятки не брали. Но реформа в очередной раз с треском провалилась. Крайними, по мнению начальников, в итоге все равно стали водители.
"Комплексно если смотреть, то аварии происходят по вине водителей. Если бы он соблюдал правила дорожного движения, скоростной режим, столько ДТП у нас бы не было совершено", – заявил начальник управления контроля за деятельностью патрульной милиции Нур Сатыбалдиев.
В управлении патрульной милиции на сегодняшний день, кроме как ощутимо повысить штрафы за нарушение ПДД, толком ничего и не предлагают. Штрафы повышали 2 года назад, но эффекта не было. Теперь хотят поднять их в разы.
"За управление автомашиной в состоянии алкоопьянения штраф 10 тысяч сомов или лишение прав на 1 год. Мы хотим увеличить меру ответственности до 30 тысяч сомов с лишением прав на 2 года. За разговор по сотовому телефону у нас 200 сомов штраф. Ремень безопасности – 300 сомов. Выезд на полосу встречного движения мы тоже ужесточили. Там будет 5 тысяч сомов штраф", – заявил начальник управления контроля за деятельностью патрульной милиции.
Эксперты по дорожной безопасности уверены – заметного прогресса повышение штрафов не даст. Задачу, по их мнению, нужно решать комплексно.
"Очень много говорим о проблеме, которая связана с выдачей водительских прав, что их покупают, как открываются автошколы, как идет проверка автошкол, как выдаются лицензии таксистам-маршрутникам. Ведь и они нарушают правила дорожного движения. Они проходят проверки, но ситуация не меняется. Есть очень много лазеек, где происходят коррупционные риски", – говорит директор объединения "Дорожная безопасность" Чынара Касмамбетова.
Главное – нужно внедрить проект "Безопасный город", говорит Чынара Касмамбетова. Без видеофиксации нарушений стране сегодня не обойтись. К слову, правительство уже много лет пытается это сделать, но не получается. То денег в бюджете нет, то часто меняется кабмин.
"Это, конечно, даст высокие результаты. Во всем мире это уже практикуется. В регионе уже все соседи установили. Единственные остались мы. Здесь просто не хватает политической воли и решения просто начинать внедрять эту политику", – считает Чынара Касмамбетова.
На сегодняшний день обеспечение безопасности на дорогах – приоритетная задача правительства. Когда премьером стал Сапар Исаков, на первом своем совещании он поручил снизить количество аварий вице-премьеру Темиру Джумакадырову. По иронии судьбы сам Джумакадыров совсем недавно погиб в ДТП. На постсоветском пространстве по количеству ДТП со смертельным исходом Кыргызстан на 2-м месте. Выше только Казахстан.
КОММЕНТАРИИ