Премьер Испании Мариано Рахой по итогам заседания правительства во вторник впервые в истории страны пригрозил ввести в действие статью 155 Конституции Испании. Она означает прекращение автономии Каталонии и перевод всех местных органов управления в прямое подчинение центру.
Статья также означает, что будет распущен каталонский парламент, где у сторонников отделения Каталонии от Испании сейчас большинство, и что в регионе будут назначены внеочередные выборы. Таким образом Мадрид решил действовать в отношении Каталонии по самому жесткому, силовому варианту.
Рахой задал прямой вопрос каталонским властям (Женералитету): объявляют ли они официально независимость или нет? По его словам, он хочет добиться от них "определенности" и "ясности" для всех испанцев и каталонцев. "Сеньор Пучдемон (глава правительства Каталонии – НВ) должен ответить на этот вопрос, а я буду продолжать действовать с осторожностью и спокойствием", – заявил Рахой.
Рахой собрался активировать статью 155 по итогам событий понедельника. В этот день глава правительства Каталонии Карлес Пучдемон собирался объявить о независимости региона по итогам референдума, который 1 октября прошел в регионе. На нем за выход Каталонии из состава Испании проголосовали более двух миллионов человек – 90% пришедших на избирательные участки, а против выхода высказались лишь около 8%. Явка составила 43% зарегистрированных избирателей.
Мадрид считает голосование незаконным, и ранее обещал возбудить уголовные дела против каталонских властей, инициировавших референдум об отделении, и пригрозил им самыми жесткими мерами. Испанская полиция жестко препятствовала тем, кто хотел проголосовать на референдуме, от дубинок и резиновых пуль пострадали несколько сотен человек.
В итоге Пучдемон так официально и не объявил о независимости: по его словам, документ о независимости подписан, но его введение в действие отложено как минимум на несколько недель, чтобы иметь время для переговоров.
Вместо этого он заявил: "Мы все – члены одного общества, и мы должны двигаться вперед вместе. Мы никогда не будим едины по всем позициям, но мы не раз доказывали, что единственный возможный вариант к движению вперед – демократия и мир. А эти вещи требуют диалога".
Эксперты отмечали, что нынешние каталонские власти рассматривают результаты референдума скорее как повод для переговоров с Мадридом, в первую очередь, по вопросу снижения и перераспределения налогов. Но Мадрид занял жесткую позицию и несколько раз открыто продемонстрировал, что ни на какие переговоры идти не желает: это заявляли и король Испании Фелипе VI, и премьер Рахой.
Позицию каталонских властей также не поддержали в ЕС, где заявили, что референдум – внутреннее дело Испании.
КОММЕНТАРИИ