В Нижнем Новгороде завершилась встреча сторонников Алексея Навального. Для, как минимум, десяти человек, она завершилась в автозаке. Митинг прошел без сцены, без разрешения властей и без главного участника, самого Алексея Навального, которого на несколько часов задержали полицейские в Москве.
К координатору штаба Навального в Нижнем Новгороде, Анне Юдиной не допускают адвоката, также адвоката не пускают к главе избирательной кампании политика Леониду Волкову, оба с утра находятся в отделении полиции. Что происходит в городе Настоящему Времени рассказал Сергей Бабинец, юрист Комитета против пыток. Он был на акции в Нижнем Новгороде.
— Сергей, вы были на этой акции в Нижнем Новгороде. Вообще известно что-нибудь про судьбу задержанных, как к ним обращаются полицейские и что известно с адвокатами, пускают, не пускают?
— В настоящее время известно, что задержано 9 человек, информация в принципе постоянно обновляется, но я думаю, что новых задержанных уже не будет, поскольку акция закончилась около часа назад. По поводу того, имеют ли доступ адвокаты к задержанным, мне в настоящее время ничего неизвестно. Также неизвестно о том, освобождены они в настоящее время или продолжают оставаться в отделах полиции. К сожалению, такая информация в "Комитете против пыток".
— Вы видели эту акцию, ее можно назвать акцией? Кто пришел и сколько человек рискнули?
— На самом деле изначально пришел я вместе со своими коллегами туда для того, чтобы проводить мониторинг поведения полицейских, поскольку риск применения незаконной физической силы был достаточно высок, и сотрудники "Комитете против пыток" регулярно на подобные акции приходят для того, чтобы мониторить поведение сотрудников полиции, и в случае необходимости фиксировать это на видео. Площадь Маркина, где было запланировано проведение митинга, была огорожена, были металлодетекторы, были рамки, через которые проходили граждане, их обыскивали с ног до головы. Была большая концертная платформа, с которой выступали сначала какие-то музыканты, казаки, пелись народные песни. Сторонников Навального и митингующих видно не было, так же, как и не было видно в принципе и горожан, стояло очень мало людей, буквально, может быть, пару десятков, и было огромное количество сотрудников полиции, в том числе сотрудников полиции в гражданской форме.
—Можно сказать, что акцию сорвали, по крайней мере, она не была массовой. Можно сказать, что сотрудники полиции себя вели как-то особенно жестко, или нет?
— Сотрудники полиции при задержании вели себя достаточно жестко и грубо, всемером, ввосьмером вытаскивали просто митингующих из толпы и сажали в автозаки. Задержали, в основном, только таких довольно-таки опытных и старых нижегородских гражданских активистов.
— Которых они хорошо знают в лицо.
— Они их хорошо знали, да.
— Вы же, наверняка, общались с сотрудниками полиции, я так надеюсь, может быть, они проговорились, почему в Сибири было можно Навальному, а в Нижнем Новгороде вдруг стало нельзя?
— Сотрудники полиции неохотно шли на разговор и на вопросы какие-то старались не отвечать вообще, а на попытки сообщить им о содержании норм закона о полиции просто разворачивались и уходили.
Власти и силовики в Нижнем Новгороде чинят препятствия Алексею Навального и его сторонникам уже не первый раз. В мае этого года политику пришлось встречаться со своими волонтерами на улице, потому что перед открытием неизвестные залили монтажной пеной все входы в дом, где должен был открыться предвыборный штаб Навального. Глава Комитета против пыток Игорь Каляпин рассказал Настоящему Времени об особенностях работы нижегородских силовиков:
— Игорь, обратиться к вам хочу не как к правозащитнику, а, скорее, как к жителю Нижнего Новгорода. Есть ли что-то сейчас в Нижнем Новгороде этакое, что уж очень может помешать власти, и для чего надо срывать митинги Навального, какая-то особенная экономическая ситуация в городе?
— В том-то и дело, что, на мой взгляд, вся эта шумиха создается совершенно искусственно. У меня такое впечатление, что просто наши нижегородские власти, там даже есть совершенно конкретные персоны, они просто рекламируют таким образом Алексея Навального, они рекламируют вот это его движение, рекламируют его кампанию.
— То есть у них нет никакого момента в жизни города, который они бы хотели скрыть? Потому что создается впечатление, что люди ходят и бастуют как будто, и вот только стоит Навальному приехать – и они на Москву пойдут. Иначе трудно объяснить то, что происходит.
— Проблемы, о которых говорит Навальный, точнее, проблемы власти, о которых говорит Навальный, они характерны, наверное, разным регионам.
— То есть не только Нижнему Новгороду.
— Не только Нижнему Новгороду, не только Москве, не только Питеру. Коррупция, наверное, имеет место везде в тех или иных формах. Другое дело, что Навальный вроде не призывает ни к каким антиконституционным действиям, по крайней мере, насколько я знаю тех людей у нас в Нижнем Новгороде, которые в этом движении участвуют и поддерживают Навального, это совершенно законопослушные премилые люди, которые ничего плохого не делают.
— Но если ничего экстраординарного в городе, на автобусных остановках, в магазинах и в домах не происходит, то, может быть, у вас какой-то специфический Центр "Э" или местное управление ФСБ, тут уж вам, как правозащитнику это хорошо известно, расскажите?
— Нет, у нас действительно есть достаточно странные чиновники в городской администрации, которые систематически, невзирая на все решения судов, раз за разом выносят незаконные решения, вообще все, что не инициирует власть, то, значит, они запрещают. То есть они запрещают проведение каких-то совершенно безобидных мероприятий, причем в заранее отведенных самими властями для этого местах. Вы знаете, я вам совершенно честно скажу. На мой взгляд, нижегородская полиция ведет себя более цивилизованно и сдержанно, чем, например, московская.
Действия властей в Нижнем Новгороде могут стать примером для властей в Санкт-Петербурге. Там так же готовится акция Алексея Навального. Встреча политика со сторонниками намечена на 7 октября.
Власти Петербурга уже пообещали, что не допустят в городе ни шествия, ни митинга.
"Мы и не собирались ни предлагать, ни предоставлять Навальному какое-либо место под митинг. Так что разговоры о том, что ему где-то разрешат, – не более, чем слухи. Скажу вам категоричнее: мы и в будущем не собираемся этого делать", – заявил профильный вице-губернатор Петербурга Константин Серов.
КОММЕНТАРИИ