"Он очень умный: сам открывается, не закрывается сразу, ребенок может спокойно проехать. Это не сколько лифт, сколько подъемник. Пока мы держим - он едет. Бросаем - не едем. Он не травмоопасный, - показывает подъемник для детей с ограниченными возможностями Валентина Киевская, директор харьковской общеобразовательной школы №124.
Лифт-подъемник в школе установили недавно, специально для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, например ДЦП. В школе есть и другой подъемник - чтобы дети на колясках без проблем смогли попасть в столовую. Помимо детей на колясках с нового учебного года Валентина Киевская готовится обучать еще и детей с задержкой психического развития - с расстройствами аутического спектра и с синдромом Дауна.
Помогать учителям вести уроки у таких детей будут специальные педагоги:
"От того, с какими проблемами ребенок поступает в школу, ему будет выделен соответствующий педагог, - обещает Ольга Деменко, директор Департамента образования Харьковского горсовета. - Это и педагоги, и дефектологи, или просто педагоги-организаторы, которые помогают детям передвигаться по школе, если это колясочники. Конечно же, те учителя, которые будут работать в этих классах, уже прошли специальную подготовку".
Указ Петра Порошенко об инклюзивных школах (в которых принимают в том числе детей с ограниченными возможностями) был подписан в мае. К сентябрю 2017 года таких школ в Харькове появилось немного - 8. В Киеве учебных заведений, готовых принять детей с особыми образовательными потребностями, гораздо больше около 100. Но это - лишь 20% от того количества, которое нужно.
"Нет четких инструкций, что все школы до определенного года должны пройти обучение, для работы с инклюзивными классами. Нет инструкций, какие базовые знания должны быть у учителей для работы с детьми с особыми потребностями, - перечисляет возникшие проблемы Ирина Когут, аналитик центра CEDOS, который исследует государственную политику и общественные процессы в сферах образования, миграции и городского развития. - Поэтому говорить, как быстро в Украине заработает инклюзивное образование, пока нельзя".
Оксана Карбовская давно помогает детям с особыми потребностями. Два года назад она поняла: лучшее что можно им дать - это образование. Поэтому вместе с мужем основали специализированную начальную школу. Так появилась "Мозаика".
"Я считаю, что законодательно в Украине все готово к инклюзии, и те директора, которые хотят, они все внедряют, - подчеркивает Оксана Карбовская. - Когда мне говорят, что нет программы для детей с аутизмом, - так говорят те, кто с ними не работал. В Украине на сайте Минобразования есть программы для детей с задержкой психологического развития, в том числе для детей с умеренной умственной отсталостью. Эти все программы достаточно качественные".
В "Мозаике" дети учатся здесь несколько лет. Потом переходят в обычную школу. Карбовская утверждает: после качественной работы с учителями каждый ребенок с особыми потребностями вполне способен обучаться на общих основаниях и по стандартной программе.
"Наш опыт показывает, что нет желания. Есть страх сделать что-то не то, а раз так - лучше я вообще ничего не буду делать, - замечает координатор "Мозаики". - Есть боязнь критики, потому что наше общество очень любит критиковать. "Совковый" подход тоже есть. Но нужно реформировать то, что есть, использовать то, что есть".
КОММЕНТАРИИ