Жизнь 9-летнего Таира Носенко, больного сахарным диабетом, разделилась на две части: до установки инсулиновой помпы и после. Если раньше ему кололи инсулин по пять-шесть раз в сутки, то сейчас – один раз в три дня.
"Это было просто ужасно. Ежедневно, постоянно, все время колоть. Если бы этой помпы не было, я не знаю, как бы я дальше жил. Бывали такие моменты, когда я не чувствовал рук и ног из-за боли", – рассказывает Таир Носенко.
Он стал участником пилотной программы министерства здравоохранения. За счет государства ему купили устройство для непрерывного введения инсулина, регулярно выдают комплектующие. И если раньше мальчик практически не выходил из дома, то теперь живет полноценной жизнью.
"Был сахар у него 34, – говорит мама Таира Лана Носенко, – очень высокий сахар. Даже когда я колола шприц-ручкой, сахар так сильно не понижался. Сейчас мы на помпе, он также по подиуму ходит и в кино снимается. Сахар, скажем, в норме держится".
Четыре последних года программа успешно работала. За это время почти 1100 детей получили бесплатные инсулиновые помпы. По сути это устройство заменяет работу поджелудочной железы – подает инсулин в организм без болезненных инъекций.
"В 2016 году был последний закуп, – сообщила детский эндокринолог Гульмира Абдуахасова, – и в 2017 нет закупа. То есть заявка есть, от регионов есть, а закупа нет. Сейчас на август месяц 2017 года внесли изменения в приказ 786 по бесплатному обеспечению лекарствами. Эту помпу просто вычеркнули. То есть ее в списках нет. И поэтому этот вопрос встал так остро".
Исключение инсулиновой помпы из списка бесплатных медицинских препаратов и изделий вызвало негативную реакцию в обществе. Активисты организовали в социальных сетях сбор подписей под обращением к министру здравоохранения.
"Те пациенты, которые ранее обеспечивались – это был приказ отдельный. Как внедрение пилотного проекта, по которому было определено количество детей и так далее. Они были разовые, эти закупки. Отдельным приказом формировалась потребность, вот и все. В этом вся проблема. Отдельным приказом было, поэтому мы это обнаружили. Теперь будем включать его в базовый приказ", – заявил министр здравоохранения Казахстана Елжан Биртанов.
Министр пообещал разобраться с этой проблемой в течение трех недель. По данным Минздрава, порядка 150 детей сейчас нуждаются в установке инсулиновой помпы. По словам родителей, их – около двухсот.
Кассандра Турбасова уже около года ждет от государства устройство для непрерывного введения инсулина. Ее мама надеется, что здравый смысл все же победит.
"Помпа стоит около 1 млн тенге. И ежемесячно расходники на нее – около 50 тысяч. Это минимальные цены. Конечно, мы такое себе позволить абсолютно не можем", – говорит мама Кассандры Инара Турбасова.
Установка одной помпы и покупка расходников казне обходится в 1 млн 600 тысяч тенге, это – $4800. Умножаем на 200 – именно столько детей в Казахстане нуждаются в этом агрегате – получается $960 тысяч.
Для сравнения, на строительство национального пантеона из бюджета уже выделили более $8,5 млн. В Казахстане третий год обсуждают идею его строительства. Пока Пантеон больше похож на "элитное кладбище". Казахстанцы обеспокоены отсутствием правил, определяющих, кто может быть захоронен на территории.
КОММЕНТАРИИ