Пятилетняя Софья не хочет, чтобы ее отец находился рядом, даже на фотографиях, и поэтому отрезает его на всех совместных снимках. Девочка боится. В заключении государственного судмедэксперта-
психолога приводятся такие слова ребёнка: "Папа бил маму, бил меня, бил сестру и бил кошечку".
Алла Величко, мама Софьи, рассказывает, что гражданский муж регулярно избивал её в течение нескольких лет. Но женщина все равно долго сомневалась, прежде чем решилась обратиться за помощью.
"В один прекрасный момент я ему сказала, что он больше не будет жить в моей квартире. И вот тогда он начал меня душить, – вспоминает Алла. – Тогда я вызвала милицию".
После того, как приехал наряд, мужчина покинул квартиру, но в безопасности Алла не чувствует себя до сих пор. Ведь суд разрешил бывшему гражданскому мужу видеться с ребёнком.
Алла – не единственная, кто пострадал от домашнего насилия в Беларуси. Даже по официальным данным, издеваются и бьют примерно каждую третью женщину в стране. Именно о них рассказывает одноименный фильм "Каждая третья", создатели которого пытаются привлечь внимание к масштабу проблемы.
"Он сказал, что от него я уйду только на тот свет…И всё, начал душить", – рассказывает одна из пострадавших.
Специального закона о предотвращении домашнего насилия в Беларуси не существует до сих пор.
"Когда отсутствует закон – неудивительно, что механизма защиты нет, – говорит Ольга Горбунова, председатель правления общественного объединения "Радислава", которое помогает жертвам домашнего насилия. – Женщины рассказывают, что когда они обращаются за
помощью в милицию, они часто получают отказы в возбуждении уголовного дела. Зачастую судьи работают над "примирением", скажем так, мужа и жены. Никто не хочет портить статистику".
Впрочем, в Национальном плане действий по обеспечению гендерного равенства в Беларуси, утверждённом Советом министров, изменения всё же запланированы. Правительство планирует "проведение исследований по различным аспектам насилия, информационных
кампаний и профилактических» акций" на эту тему.
Реально же пока избитым женщинам помогают только волонтеры. В Беларуси пока действуют три убежища, где жертвы насилия могут найти приют: в Минске, Могилёве и Лиде. Адреса убежища тщательно
скрывают, чтобы агрессоры не нашли своих жертв.
В таком временном жилище женщины и их дети могут провести до года. Но мест всего 30.
"Бывают ситуации, что нужно прямо сейчас спасать, вопрос идёт о жизни и смерти, – рассказывает Ольга Красковская, волонтёр убежища "Радислава". – Тогда предоставляется некое место, матрас, возможно
на полу".
Волонтеры рассказывают, что в последние годы среди постояльцев убежищ в Беларуси становится всё больше иностранок.
"У нас проживает семья беженки из Афганистана, у нас проживает семья из Туркменистана, есть семья из Украины и из России", – перечисляет Ольга Горбунова.
Расширение географии волонтёры связывают с появлением "Карты насилия" – специального интернет-ресурса, где любая женщина может отметить на карте место и рассказать об агрессии, которой подверглась.
На этом же сайте она может получить помощь онлайн: юридическую
информацию или психологическую поддержку. На сайте же можно записаться на тренинги по самообороне и не допустить ситуации, когда вербального насилия превращается в сексуальное или физическое.
Алла Величко тоже посетила такой тренинг и говорит, что теперь чувствует себя гораздо уверенней. Но в случае опасности, она пока все равно может рассчитывать только на саму себя.
КОММЕНТАРИИ