Оксана и Наталья родом с Донбасса. В Харьков переехали, когда в их города пришла война. В Луганске у Натальи был свой косметологический центр. Рассказывает, что, пережив местный "референдум", поняла, что будущего в этом городе нет: отправив сына учиться в Харькове, Наталья начала закрывать свой бизнес.
В Харькове Наталья первое время жила на стипендию сына. нашла работу уборщицей на стройке, жила в строительном вагончике, искала таких же как она – переселенцев, которые пытаются наладить свою жизнь в чужом городе. Так она познакомилась с Оксаной. Вскоре, оформив все документы, они вместе открыли мини-салон красоты. Тогда же Оксана и Наталья решили: Харьков – их новый дом, а значит участвовать в политической жизни города они должны на ровне со всеми. Но это оказалось не так просто.
"На основании паспорта я ничего не могу сделать, – говорит Оксана, – потому что у меня стоит штамп регистрации Луганска. Но и бумажка мне эта выдана на основе закона – регистрация места проживания. То есть это фактически мой второй паспорт. Сегодня, здесь в Харькове, который почему-то все равно не дает право, зато обязывает платить налоги".
Оксана решила отстоять право голоса в суде. Вместе с ней иски в суд подали и другие переселенцы, которые обосновались в различных городах Украины. Все заявители требовали признать их полноправными членами общества и внести их имена в списки избирателей. В большинстве случаев суды первой инстанции вынесли положительно решение. Но радость от победы была кратковременной.
"Апелляционный суд отменил два решения. В отдельных случаях там не дошло дело до апелляционной жалобы, там решения остались, – сообщила руководитель луганской правозащитной группы Наталья Целовальниченко. – Мы сейчас подаем на кассацию. Есть дела которые еще не дошли до апелляции".
"Те законопроекты которые есть, они все 15-го года. Там написано, что внутренне перемещенное лицо голосует на основе справки переселенца. Если депутату не хватает этого, можно брать справку с места работы, можно запрашивать данные из налоговой, если вы какой-то срок проработали, установите этот срок, пусть это будет год. Проработал –можешь голосовать", – рассказала юрист Анастасия Бондаренко.
Но если закон так легко изменить, то почему правительство этого не делает? Все просто, отвечают политологи.
"Важно прогнозировать, какое влияние могут оказать большие группы переселенцев на потенциальный исход выборов. И мы понимаем, что так как большинство из них переехали из базового региона для бывшей Партии регионов страны, видимо у коалиции не хватает политической воли, чтобы дестабилизировать результаты выборов в Харьков или в Днепре. Здесь уже сложилась избирательная конъюнкту́ра и политическим элитам не выгодно предоставлять большим группам избирателей право влиять на местные процессы", – считает политолог Юлия Биденко.
Только в Харькове переселенцев насчитывается более 200 тысяч – это 10 процентов от всех избирателей в этом регионе. И если при почти равном счете на выборах победила провластная партия президента, то как сложилась бы ситуация, если право голоса на местных выборах имели переселенцы.
На данный момент право голоса на местных выборах в Украине отстояли только два человека. Оба живут в Киеве.
"Это переселенка из Донецка. Мы ее шутливо называем девушка на полтора миллиона. И мужчина из Крыма. По нашему заявлению, по решению суда им поменяли избирательный адрес и теперь они постоянно могут голосовать именно здесь в Киеве", – сообщили корреспонденту Настоящего Времени в луганской правозащитной группе.
Остальные дела, по которым решение суда первой инстанции отменено, будут обжалованы в кассации, говорит адвокат. Помимо этого, будут поданы новые заявления в суды с требованием все-таки разрешить переселенцем голосовать по месту жительства, а не прописки. И если в 2016 году таких заявлений было не более десятка, то уже в 2017 счет идет уже на сотни.
КОММЕНТАРИИ