Семь стран объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром. Первым стал Бахрейн. Минувшей ночью это государство объявило о разрыве дипломатических отношений с Дохой, прекращении авиационного и морского сообщений. Почти сразу к этому решению присоединились Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, а вслед за ними и Йемен.
В знак солидарности к этой группе стран присоединилось и одно из правительств Ливии (за власть в стране борются три группировки, о поддержке решения стран Залива объявило правительство, признанное ООН – НВ).
Египет обвиняет Катар в поддержке "Братьев–мусульман", Саудовская Аравия утверждает, что Катар вносит смуту и раскол в саудовское общество, Йемен заявил, что военные из королевства больше не смогут принимать участие в военное операции против шиитов – хути.
Все эти страны обвиняют Катар в поддержке террористических группировок, таких как Аль-Каеда и "Исламское государство", а также в поддержке Ирана. Уже днем к этому списку стран присоединились Мальдивы.
На фоне возросшей политической напряженности на Ближнем Востоке, цены на нефть на мировых рынках устремились вверх. Эксперты отмечают, что ситуация в регионе создает риск перебоев экспорта сырья. Сегодня цены на различные марки нефти поднялись, в среднем, почти на полтора процента.
Катар – сравнительно небольшое государство на Ближнем Востоке. Оно находится на полуострове в Персидском заливе и имеет сухопутную границу только с Саудовской Аравией, и морскую – с Бахрейном и ОАЭ. Несмотря на размеры, Катар – одно из самых богатых государств мира, он занимает шестое место среди стран-экспортеров газа и 21 среди стран-экспортеров нефти и нефтепродуктов.
Пять региональных авиакомпаний отказались летать в Катар. Саудовская Аравия дала гражданам этой страны две недели на то, чтобы вернуться домой.
В столице Катара находится наша коллега Шахида Якуб, она рассказала, что сейчас происходит в Дохе и какое отношение к блокаде Катара имеет телеканал "Аль-Джазира" со штаб квартирой в Дохе.
— Давай тогда поймем, из тех слов, которые ты говоришь, чтобы зрители наши себе составили представление: Катар в блокаде сейчас находится?
— Катар находится в абсолютной блокаде. Это маленькая страна, которая граничит с Бахрейном и Саудовской Аравией, обе страны объявили блокаду: сначала – Бахрейн, потом – Саудовская Аравия.
— Что-то предвещало такое развитие событий?
— На самом деле напряженность возрастала уже несколько лет. Напомню, что в 2014 году Бахрейн и Саудовская Аравия уже прерывали с Катаром дипотношения на восемь месяцев, но это только было прерывание дипотношений. Связано это было с тем, что правительство Катара поддерживало "Братьев-мусульман" – это умеренное религиозное течение в Египте, которое в какой-то момент пришло к власти после революции, и правительство Катара поддержало их. Вот это была главная причина.
Сейчас все намного хуже, потому что не только прерваны дипотношения – установлена блокада. Нужно сказать, что все, что Катар получает, – продовольствие, продукты питания, строительные материалы (в Катаре идет стройка везде) – это все идет через Саудовскую Аравию. Сначала товары поступают в Объединенные Арабские Эмираты, которые тоже подключились к блокаде, потом через Саудовскую Аравию все идет в Катар. Сейчас Саудовская Аравия сказала, что закрывает границу.
Что будет дальше – никто не знает, но у людей на самом деле состояние паники. Как уже мне сказали некоторые мои знакомые здесь, звонят друг другу и спрашивают: "Ты уже холодильник свой заполнил на ближайший год или нет?"
— Ого. А что будет с "Аль-Джазирой"? Ведь, насколько я понимаю, главная претензия всех политических ведомств, которые объявили о разрыве дипотношений с Катаром – это деятельность, собственно, телеканала "Аль-Джазира".
— Только что я встречалась со своим хорошим знакомым из "Аль-Джазира", одним из ведущих, который сказал, что, может быть, ходят такие слухи, что "Аль-Джазиру" придется закрыть для того, чтобы хоть как-то успокоить Саудовскую Аравию.
Я должна сказать, что несколько лет назад была закрыта "Аль-Джазира – Америка", и сначала все думали, что это из-за финансовых трудностей, которые переживает компания. На самом деле реальная причина, как мне сегодня сказал мой знакомый, который 7 лет там работает, это было давление со стороны Саудовской Аравии. Скорее всего, откупиться придется тем, что закрыть "Аль-Джазиру", есть такие слухи тоже.
Но на самом деле не столько "Аль-Джазира", сколько отношения Катара с Ираном очень сильно возмущают Саудовскую Аравию.
— Почему вдруг Катар и Иран? Казалось бы, это неочевидная связь, по крайней мере, для людей, которые не следят за ситуацией на Ближнем Востоке.
— Катар – это единственная страна в Персидском заливе, которая имеет хоть какие-то отношения, может быть, не прямые, но отношения с Ираном. Иранская делегация недавно приезжала в Катар, были встречи на правительственном уровне, но эмир Катара не встречался с ними лично. Правительство Катара, эмир Катара поздравил лично Хасана Рухани, который выиграл президентские выборы в Иране, и это поздравление, о чем публично было заявлено, скорее всего, и стало последней каплей терпения Саудовской Аравии.
— А что это за политика страны Катар, которая вызывает в других королевствах региона такое неприятие, даже, например, попытки выстраивать отношения с Ираном? Катар несет какую-то, у него есть какая-то миссия религиозная или сектантская, как говорит Саудовская Аравия, какая?
— Дело в том, что Катар – это, скорее всего, наиболее прагматичная страна в этом регионе Персидского залива. Мы не будем считать Объединенные Арабские Эмираты, но они, в основном, известны своим, скажем так, глобалистическим отношением к жизни, они в политику особо не вмешиваются, это бизнес-центр Персидского залива. А Катар ведет всегда прагматическую политику, и для них чем меньше войны, тем лучше.
Хотя тоже спорно, потому что, например, Саудовская Аравия обвиняет Катар в финансировании ранее ассоциированной с Аль-Каедой группировки "Фронт ан-Нусра", который сражается в Сирии. Но такие же обвинения звучали в адрес Саудовской Аравии тоже.
Я сейчас проезжала посольство Саудовской Аравии, их флаг как висел, так и висит, вроде как никто высылать никого не собирается. Но, опять-таки, видимо, правительство ведет какие-то переговоры. Не могу сказать, что это достаточно демократичная страна, где у СМИ есть доступ ко всем, тем более, что все работает здесь только до 2 часов дня, а уже осталось 2 часа до захода солнца, поэтому все пошли домой.
КОММЕНТАРИИ