Настоящее Время уже рассказывало о жизни в городке Красногоровка, в 10 км от Донецка, который находится на линии разграничения между Украиной и сепаратистами так называемой "ДНР". Это один из наиболее близких к сепаратистами населенных пунктов, и он почти полностью был разрушен во время боев зимой 2015 года.
Последние несколько месяцев в Донбассе официально установлено перемирие. Но, несмотря на него, украинские населенные пункты продолжают подвергаться обстрелам. Обстрел, который накрыл в воскресенье Красногоровку, был особенно сильным: были ранены восемь мирных жителей, повреждения получили 29 домов, в том числе, частных.
Даже привыкшие к обстрелам горожане говорят, что он был одним из самых масштабных за все время войны. По оценкам местных властей и наблюдателей, по Красногоровке было выпущено около полусотни тяжелых снарядов.
"Все у нас сотрясалось, я слетела с кровати, я не знаю, почему у меня оказался в руках пульт от телевизора, – рассказывает Наталья. – И телефон в руке, хотя я была в ночной пижаме. Собака настолько боится, что трясется вообще!"
"Вот, пойдите, посмотрите: потолок у нас упал на пятом этаже, дверей у нас нет", – приглашает зайти в дом Василий, еще один местный житель.
Даже когда обстрел прекратился, люди боялись выходить из домов.
"Мама, давай вниз спустимся", – уговаривает свою семью один из детей.
На фотографиях на месте взрывов в Красногоровке видны глубокие воронки и остатки боеприпасов, которые привлекли внимание военных и экспертов по вооружению. Они похожи на самодельные снаряды большой разрушительной силы, которые применяются в ходе вооруженного конфликта в Сирии, об этом заявил Настоящему Времени заместитель главы военно-гражданской администрации Красногоровки Роман Коржов.
"При попадании "Града" не бывает таких глубоких и больших воронок. Воронки там достигают в зависимости от плотности земли до трех метров в глубину и шириной от, наверное, метров до четырех-семи. Я не эксперт-взрывотехник. Когда нашли уже сам стартовик, увидели, что дюзы, там шесть, три из них заблокированы. Причем у нас фотографии есть наших стартовиков, которые мы нашли, они совпали с сирийскими, то есть из Сирии нам тоже перекинули по определенным каналам эти фотографии, они как раз один в один.
Сейчас еще идет исследование места разрушения, но можем говорить точно, что это было порядка 10 прилетов за четыре дня, которые у нас были. Они причинили огромный ущерб, потому что стреляли не по военным частям, а стреляли конкретно по местным жителям, то есть попадания в дома, попадания во дворы, попадания в больницы. Разрушения, я говорю, я таких еще не видел. Когда на месте дома просто стоит воронка", – рассказывает Коржов.
Такого же мнения придерживается и координатор Conflict Intelligence Team Руслан Левиев.
"Мы встречали подобные снаряды. Под словом "подобные" я тоже имею в виду, что они кустарно изготовлены вручную, где-то не на заводе, а в кустарных условиях, мы их много встречали в Сирии. Там это частое дело, потому что разным группировкам снарядов не хватает, у них нет своих источников поставки оружия. И мы такого не встречали еще, чтобы оно встречалось на Донбассе, потому что у обеих сторон – и у ополчения, и у украинских войск – как правило, есть свои снаряды, им просто незачем их в кустарных условиях изготавливать. Но мы по фотографиям видим, что, очевидно, снаряд был изготовлен в кустарных условиях на базе снаряда "Града", – говорит Левиев.
В результате обстрела были разрушены местные школа и больница. О том, как они до конца помогали местным жителям, Настоящее Время рассказывало несколько месяцев назад:
По итогам нынешнего обстрела пациентов и медиков эвакуировали, а больницу окончательно закрыли. Повреждения получил и городской водопровод. Ремонтные работы продолжались всю ночь, лишь в понедельник электро- и водоснабжение в городе удалось восстановить.
Местные власти предполагают, что сепаратисты вели обстрел из "Градов", а украинские военные заявляют, что противник в последнее время все чаще использует тяжелое вооружение.
"Иногда бывает вечером, иногда бывает утром, но все начинается с полета беспилотника, – рассказывает военнослужащий Евгений. – Сегодняшней ночью работало все. Танк, крупнокалиберная артиллерия 152 мм, миномет, реактивщики. На этой неделе танк попал в соседнюю позицию, разворотил все".
Военные отмечают, что, судя по характеру разрушений, во время обстрела в Красногоровке применялось вооружение калибра более 120 мм, что нарушает минские мирные договоренности.
"Первое, что насторожило, это, во-первых, быстрый прилет от выхода до разрыва и огромные разрушения, которые наносятся. И отсутствие осколков как таковых, – подчеркивает Роман Коржов, замглавы администрации Красногоровки. – От снаряда должны быть осколки. Первые воронки, которые мы исследовали – видно было, что это что-то реактивное, потому что там тонкая сталь. Все указывало на "Град", но при попадании "Града" не бывает таких широких и глубоких воронок. Воронки там достигают трех метров в глубину, а шириной – от четырех до семи метров".
Пресс-офицер штаба АТО украинской армии Антон Миронович также полагает, что сепаратисты использовали артиллерийские системы калибра 122 и 152 мм, вооружение танков, боевых машин пехоты, гранатометы различных модификаций и реактивные системы залпового огня БМ-21 "Град".
"Информации о том, что использовалось какое-то необычное для боевиков вооружение, нет. Были явные последствия того, что были использованы реактивные системы залпового огня", – отмечает Миронович.
КОММЕНТАРИИ