Следственную группу, ведущую уголовное дело о протестах против коррупции, прошедших в России 26 марта, входит генерал Рустам Габдуллин, которые ранее возглавлял предыдущий большой процесс по обвинению участников протестных акций – Болотное дело. По нему под уголовное преследование попали более тридцати человек. Всего в следственную группу по новому делу включили 145 следователей.
Путем смертников
Одного из арестованных по новому уголовного дела, Станислава Зимовца, поместили в отделение для пожизненно осужденных преступников. Как выглядят его условия собержания рассказал нам член московской общественно наблюдательной комиссии за местами лишения свободы Дмитрий Пискунов.
— Насколько мне известно, следствие до сих пор не дало согласие на допуск адвоката в уголовное дело и, соответственно, в следственный изолятор, где Светлана Сидоркина могла бы напрямую поговорить с Зимовцом.
— Есть ли элемент давления в нахождении в такой камере, и если есть, то в чем он заключается?
— Не могу сейчас сказать, оказывается ли какое-то давление непосредственно на Зимовца или нет, это нужно будет спросить у него самого. Но я полагаю, что он лишен доступа к какой-то межкамерной коммуникации, скажем так, то есть он не может взаимодействовать, скорее всего, с заключенными, которые находятся в других частях следственного изолятора. А так по условиям содержания камера очень приличная, там есть свет, горячая вода, закрытый туалет. Плюс я бы даже сказал, что там условия содержания намного лучше, как минимум, в том плане, что там нет перелимита.
Следователь не разрешил адвокату Станислава Зимовца Светлане Сидоркиной вступить в дело и встретиться с подзащитным. Его арестовали 13 апреля и могут вменить статью о покушении на жизнь сотрудника полиции. Максимальное наказание по ней – пожизненное лишение свободы. Официально Зимовца обвиняют в том, что он кинул камень в сторону полицейского на акции против коррупции в Москве.
Арест за Канье Уэста
Остался под арестом, несмотря на протест прокуратуры, преподаватель математики из Москвы Дмитрий Богатов. Мосгорсуд оставил в силе решение районного суда, который арестовал молодого человека по обвинению в подготовке массовых беспорядков и призывах к осуществлению террористической деятельности.
По версии следствия, Богатов написал пост о несанкционированом митинге второга апреля – на следующие выходные после массовой акции против коррупции. Сам Богатов и его родственники объясняют, что запись сделана другим пользователем браузера TOR, который позволяет сохранять анонимность в сети. В числе причин ареста следователи указали опубликованную на личной странице ссылку клип рэпера Канье Уэста “No Church in the Wild” – по мнению обвинения, в нем также содержится призыв к массовым беспорядкам и неповиновению полиции.
Дмитрия Богатова поддержали организации, которые занимаются защитой прав пользователей Интернета, в том числе влиятельный Фонд электронных рубежей (Electronic Frontier Foundation, EFF).
Авторы заявления подчеркивают, что Богатова взяли под стражу "по причине абсолютного непонимания принципов работы сервиса TOR".
В интервью Настоящему времени мать Дмитрия Богатова и его жена объясняли, почему они надеются, что российский суд разберется и отпустит математика домой.
За математика Дмитрия Богатова перед судом были готовы поручиться и ветераны антитеррористического подразделения "Альфа" ФСБ России.
Как пользоваться сетью Tor в России и не сесть
Дмитрий Богатов – активный участник сети TOR. Он держал на своем компьютере выходной узел сети, тем самым позволяя другим пользователям сети скрываться за его IP адресом.
Tor – аббревиатура от английского The Onion Router, буквально "луковый маршрутизатор". Луковица есть в логотипе проекта. "Луковая маршрутизация" – это технология анонимного обмена информацией через сеть. Сообщения, передаваемые через Tor, неоднократно шифруются и отправляются сразу через несколько сетевых узлов. Каждый узел удаляет один слой шифрования – как будто снимает с луковицы шелуху. При этом промежуточные узлы не знают, кто, откуда, кому и куда отправил сообщение.
То есть Tor позволяет людям пользоваться интернетом без риска, что кто-то может перехватить их трафик или узнать, на каких сайтах они были, и что делали. Если пользоваться обычным браузером, сайт, на котором сидит человек, сохраняет информацию о том, какие действия производились с его IP-адреса. А в Tor данные передаются через целую цепочку случайных IP-адресов других пользователей сети, которые находятся в разных странах по всему миру и никак между собой не связаны. Выяснить, какой из этих IP-адресов стал источником запроса – очень сложно. А у сайтов сохраняется только последний адрес в цепочке.
Эти последние адреса называются "выходные узлы", или "экзит-ноды". Их запускают далеко не все пользователи Tor. Те, кто держит выходные узлы, ставят на своем компьютере сервер – и позволяют неизвестным пользователям подключаться к сайтам с их IP-адреса. Как будто прокладывают мост между человеком и сайтом. Выходные узлы – самое уязвимое звено сети, так как последний IP-адрес в цепочке легко связать с конкретным человеком – держателем узла. Именно так следователи вышли на Богатова.
Tor часто используют преступники – для торговли оружием, наркотиками, и даже людьми. С помощью сети распространяются компьютерные вирусы и нелегальная порнография. Об этом часто говорят критики Tor. Разработчики сети настаивают, что преступники в любом случае будут нарушать закон, неважно, помогает ли им в этом Тор или нет.
КОММЕНТАРИИ