В Грузии разгорается скандал вокруг задержания в Киеве вице-полковника грузинского МВД в отставке Гии Церцвадзе. Он был задержан несколько дней назад по линии Интерпола в киевском аэропорту Жуляны, куда прилетел из Тбилиси. С запросом в Интерпол обратилась Россия, которая обвиняет Церцвадзе в ряде преступлений.
Арест полковника породил неудобные вопросы в адрес властей Грузии. Например: как личные данные экс-силовика попали к россиянам? И почему пограничники в аэропорту Тбилиси, перед тем, как Церцвадзе покинул страну, не предупредили его о том, что он разыскивается Интерполом?
Грузинская оппозиция обвиняет руководство страны в пособничестве спецслужбам "враждебного государства", то есть России, но власти это отрицают и обещают не допустить выдачи Церцвадзе России.
*****
Церцвадзе – вице-полковник МВД Грузии, участник российско-грузинской войны, а также вооруженных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Он был задержан 15 января в киевском аэропорту Жуляны, куда прилетел из Тбилиси. Церцвадзе – участник конфликта в Донбассе, где воюет за целостность Украины с 2014-го года.
Формальным поводом для задержания стал запрос российской стороны в Интерпол. В России Церцвадзе обвиняется в совершении некоего убийства в Сочи в 2003 году. При этом сам задержанный утверждает, что более 20 лет не бывал в России.
"Если даже к нему имеются какие-то вопросы, то на это должно отреагировать грузинское правосудие, – считает омбудсмен Уча Нануашвили. – Ни в коем случае нельзя выдавать этого человека вражескому государству. Грузинское руководство должно сделать все, чтобы защитить его права".
Пока Церцвадзе находится под арестом в Киеве, в Тбилиси представители бывшей правящей оппозиционной партии "Единое национальное движение" обратились Главную прокуратуру Грузии с требованием расследования. Истцы просят установить, почему грузинские чиновники не смогли уберечь Церцвадзе от ареста и угрозы экстрадиции в Россию и установить, не приложил ли кто-нибудь из грузинских властей лично к этому руку.
"К сожалению, мы следим за карательной операцией, которую против героев, воевавших за территориальную целостность Грузии, проводят неформальный правитель Бидзина Иванишвили и высокопоставленные чиновники, в первую очередь, из МВД и Министерства юстиции, – уверен член ЕНД Акакий Минашвили. – Если это не так, то почему Церцвадзе, когда он улетал из Тбилиси, не был предупрежден грузинской стороной о том, что его могут задержать и выдать России?"
"Мы имеем дело со статьей 319 УК Грузии – "оказание иностранному государству помощи во враждебной деятельности", – настаивает его однопартиец Георгий Ониани. - Грузинская сторона выдала россиянам все личные данные Церцвадзе, на основании которых и был сделан запрос в Интерпол".
Представители власти, в свою очередь, категорически отрицают обвинения в пособничестве России.
"Наше государство серьезно работает на всех формальных и неформальных уровнях для того, чтобы избежать экстрадиции нашего гражданина, – уверяет Ираклий Сесиашвили, член правящей "Грузинской мечты" и глава парламентского комитета по обороне и безопасности. – Это в интересах нашего государства, и мы сделаем все для его освобождения. Потому, призываю оппонентов не переводить эту тему в политическую плоскость, хотя бы ради интересов этого человека".
В специальном заявлении МВД Грузии говорится, что между Тбилиси и Москвой нет прямого полицейского сотрудничества, а значит, и нет обмена данными.
Но в то же время в МВД признаются: подобный обмен может осуществляться по линии Интерпола. Также в ведомстве поясняют, что офицер таможенного контроля не вправе задерживать гражданина, если у того в порядке документы и он не находится в розыске на территории страны. Почему таможенник не предупредил Церцвадзе о том, что его имя фигурирует в базе Интерпола, МВД не объясняет.
К делу также подключилась Главная прокуратура Грузии: в ведомстве также обещают, что не допустят передачи грузинского ветерана России.
Но первые лица страны пока хранят молчание по делу Церцвадзе. Отсутствие реакции с их стороны уже вызывает недоумение и негодование в грузинских СМИ и социальных сетях.
КОММЕНТАРИИ